Японский истребитель Nakajima Ki-43


На момент своего боевого дебюта в небе Малайи в декабре 1941 года японский истребитель Nakajima Ki-43 считался уже устаревшим  со слабым вооружением и маломощным мотором. Но в первый год войны он превосходил все самолеты противника на Тихоокеанском ТВД. Использовавшийся повсеместно, этот самолет был одним из самых результативных японских истребителей.В последние предвоенные дни на Малаккском полуострове пилоты находившихся там эскадрилий ВВС Британии, Австралии и Новой Зеландии чувствовали себя вполне уверенно. Хотя их истребители Brewster Buffalo считались безнадежно устаревшими для использования в Европе, пилоты союзников необоснованно полагали, что их японские противники летают на еще более устаревших машинах. Вскоре им пришлось убедиться, что истребители Nakajima Ki-43-l Hayabusa Императорской армии Японии по всем параметрам превосходят их Buffalo.

Разработка Ю-43

Японский истребитель имел «тяжелое детство», и от неудачи его спасла лишь серьезная переработка конструкции, позволившая исправить первоначальные недоработки. Предварительные проектные работы начались в декабре 1937 года, когда штаб ВВС поручил фирме «Nakajima Hikoki КК» спроектировать одноместный истребитель для
замены Ki-27, который только что был принят на вооружение.


Основным требованием технического задания была высокая маневренность. Оговаривалась также максимальная скорость в 500 км/ч, время набора высоты 5000 м 5 мин, дальность полета 800 км и вооружение из двух 7,7-мм пулеметов. За исключением маневренности эти требования были довольно низкими по сравнению с требованиями к европейским истребителям того же времени.Возглавляемая Хидео Итокава и Ясуми Коями, команда конструкторов «Nakajima» решила сохранить ту же форму и профиль крыла, что и у Ki-27. Итокава и его инженеры стремились создать обтекаемый цельнометаллический низкоплан с превосходной маневренностью. По сравнению с Ki-27 новая машина получила удлиненную хвостовую часть фюзеляжа, чтобы уравновесить более тяжелый двухрядный двигатель Nakajima На-25 в 925 л. с. (690 кВт), на 24% превышавший по мощности мотор На-I-Otsu, использовавшийся на Ki-27-Otsu.

Три прототипа Ki-43 были построены на заводе «Nakajima» в Ота. Первый из них выкатили из цеха 12 декабря 1938 года, а в воздух он поднялся в январе следующего года. Летные характеристики прототипов оказались разочаровывающими  они лишь незначительно превосходили по скорости серийные Ki-27, уступая им в маневренности.После неудовлетворительного отчета армейского испытательного центра в Ташикаве в штабе ВВС серьезно задумались о прекращении дальнейшей разработки самолета. Но благоразумие возобладало, и разработчикам поручили серьезно доработать конструкцию 10 самолетов для войсковых испытаний. Первый из них был готов в ноябре 1939 года. Результаты доработки оказались удовлетворительными, и летные характеристики отвечали пересмотренным, более жестким требованиям.

Форсированный двигатель

На предсерийных самолетах прошел испытания 1100-сильный (821 кВт) двигатель На-105 с двухступенчатым нагнетателем (вместо одноступенчатого, установленного на На-25), а также вооружение из двух 12,7-мм пулеметов. Двигатель На-105 не прижился, а вот более мощное вооружение стало устанавливаться на серийные самолеты, также у машин появилась возможность оснащения парой 200-л ПТБ под крылом. Последним штрихом стало введение боевых закрылков, обеспечивших Ki-43 непревзойденную маневренность.В результате в сентябре 1940 года фирма «Nakajima» начала серийный выпуск Ki-43-I под обозначением «Армейский истребитель Тип 1 Модель 1». В зависимости от наличия 12,7-мм пулеметов выпускались три варианта: Ki-43-I-Ko (1а) оснащался парой 7,7-мм пулеметов, Ki-43-l-Otsu имел один 7,7-мм и один 12,7-мм пулемет, а Ki-43-I-Hei (1с) был вооружен парой 12,7-мм пулеметов.Получивший имя «Hayabusa» («Сапсан»), новый истребитель начал поступать на вооружение ВВС Императорской армии в июне 1941 года.