Восстановление боеспособность советских ВВС к лету 1943 года

Летом 1943 года советские ВВС восстановили боеспособность и успешно противостояли все еще грозным Люфтваффе.Несмотря на впечатляющие результаты Сталинградской битвы, Александр Новиков в начале 1943 года осознавал качественное отставание ВВС Красной Армии от Люфтваффе. Он считал необходимым сделать радиосвязь неотъемлемым инструментом ведения боевых действий, перейти от ее экспериментального использования к повседневному применению, обучить эффективной работе с радио летный и наземный состав.

Аналогичные проблемы существовали и с радиолокационными станциями (РЛС) и другими устройствами раннего обнаружения и оповещения. Формирование в составе ВВС воздушных армий позволило Новикову улучшить управление крупными авиационными соединениями, однако на нижних уровнях советские авиационные командиры все еще были лишены возможности проявлять инициативу при планировании боевой работы. Дисциплина летчиков ВВС оставляла желать лучшего. Тактика боевого применения оставалась устаревшей и предполагала использование боевого порядка «круг», подходившего для обороны, но не для агрессивных наступательных действий.Молодое пополнение приходило на фронт, не имея достаточного налета, а теоретические знания  молодых летчиков о боевом применении имели мало общего с реалиями войны. Многие гибли  уже в первых боях с опытными пилотами Люфтваффе.  Проблемы пытались решатьразными способами. Так, командующий 4-й воздушной армией генерал Константин Вершинин ввел для пополнения специальную программу тренировок, в ходе которой старшие товарищи, которые не понаслышке знали, что необходимо на фронте, делились с новичками своим опытом.

В области производства авиационной техники и технического обеспечения самолетов на фронте СССР быстро догнал и перегнал Германию. В июле 1941 года началась эвакуация советской авиапромышленности на Урал и в Сибирь, где заводы находились вне радиуса действия бомбардировщиков Люфтваффе.Масштаб эвакуации поражает воображение: в короткий срок на Восток было перевезено оборудование 1500 заводов, миллионы рабочих и инженеров. Иногда эвакуация проводилась в условиях налетов германской авиации. Тем не менее, эвакуацию провели успешно и в короткие сроки. На новых местах заводы практически сразу начинали выпуск продукции, но ощутимые результаты эвакуация дала в 1943 году: промышленность произвела для фронта почти 29 ООО боевых самолетов, на 250 больше, чем предусматривалось планом Ставки, и вдвое больше, чем за весь 1941 год. Работы велись не только по увеличению объема производства, но и по совершенствованию авиационной техники. Появившиеся в 1943 году Ла-5 и Як-9 позволили ВВС на равных сражаться с самолетами Люфтваффе.В каком-то смысле разгром ВВС в 1941 году пошел им даже на пользу - ВВС сразу лишились устаревших самолетов, и вместо них промышленность стала выпускать новые современные типы.