Военный самолет LOCKHEED SR-71 BLACKBIRD


Решение использовать «Senior Crown» (кодовое обозначение ВВС США для программы Lockheed SR-71) для действий в Юго-Восточной Азии примечательно еще и тем, что оно положило конец прямому участию ЦРУ в проведении стратегической авиационной разведки. Отстранение ЦРУ стало результатом сделанного в 1965 году запроса от Бюджетного бюро США, поставившим под сомнение целесообразность параллельного проведения программ А-12 Oxcart ЦРУ и «Senior Crown» ВВС. В конечном итоге в рамках программы с кодовым обозначением «Nice Girl» были проведены сравнительные полеты А-12 и SR-71, по результатам которых приняли решение о закрытии программы ЦРУ. Силы «Senior Crown» (или «Giant Elk»), как они назывались Стратегическим авиационным командованием (САК), к началу 1968 года состояли из двух стратегических разведывательных эскадрилий (SRS), 1-й и 99-й, входивших в состав 9-го стратегического разведывательного крыла на авиабазе Биэль в Калифорнии.

Под кодовым обозначением «Glowing Speed», зарезервированным для всех полетов для перебазирования SR-71, три самолета и четыре экипажа должны были перелететь на авиабазу Кадена на Окинаве, где организовывался центр базирования, известный как OL-RK. За дозаправку SR-71 в воздухе также отвечало САК. Эти операции, носившие кодовое обозначение «Giant Bear», осуществляли KC-135Q из трех эскадрилий воздушной заправки (ARS, air refuelling squadron) — 903-й ARS в Биэле, 306-й ARS в Маккой и 70-й ARS в Литтл Роке. К 1 июля 1971 года их стало четыре — 9-я и 903-я ARS в Биэле, 306-я в Маккой и 909-я в Кадена. По достижении боевой готовности силы «Senior Crown» должны были проводить регулярную фоторазведку территорий Северного Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Северной Кореи. САК присвоило этим полетам кодовое обозначение «Giant Scale».

Первая операция

С 8 по 13 марта 1968 года три SR-71, самолеты 978,976 и 974, были развернуты в Кадене, а четвертый экипаж прибыл вместе с заправщиком несколько дней спустя. Первый полет «Giant Scale» выполнили 21 марта на самолете 976 майоры Джерри О’Мэлли (пилот) и Эд Пэйн (оператор разведывательного оборудования  RSO).Для этого вылета в носовом отсеке самолета установили РЛС высокого разрешения (HRR) Loral, известную как PIP (Product Improved Radar). Антенна PIP, работавшая в Х-диапазоне, принимала доплеровский сигнал, записывавшийся на регистратор в правом переднем отсеке. Оттуда он переписывался на пленку шириной четыре дюйма через наземный оптический коррелятор В результате получалось изображение местности с разрешением около 9,14 м. В отсеке «С» самолет: была установлена камера Fairchild F489 (TROC). Эта широкоугольна» картографическая камера, работавшая на всем протяжении полета, снимала местность под самолетом. Запаса пленки в 202 м было достаточно для съемки трассы длиной 28700 км, что позволяло дешифровщикам снимков перепроверить положение самолета и выявить дополнительные наземные ориентиры для целей, снятых другими камерами.

В отеках «Р» и «Q» были установлены две камеры детальной разведки HR-308B (ТЕОС) с запасом пленки 457 м, необходимым для съемки 3700-км маршрута. Эти узкоугольные камеры служили для съемки целей под или сбою
самолета и включались либо автоматически по команде астроинер-циальной навигационной системы (ANS), либо вручную оператором. Наконец, в отсеках «S» и «Т» размещались две камеры высокого разрешения HR-9085 (ООС) с запасом пленки 1006 м, достаточным чтобы сделать 3600 кадров. Эти панорамные камеры для съемки местности под и по бортам самолета были установлены под углом 45° и могли сфотографировать 2780 км маршрута. Они включались вручную. Для самообороны самолет был оснащен аппаратурой РЭП (системой DEF), косвенно упоминавшейся САК как системы А-D. Они были предназначены для противодействия перехватчикам, ЗРК и зенитной артиллерии.

В марте 1969 года в эксплуатацию была принята система Е, за которой последовали системы F и G в июне и декабре 1970 года, соответственно. Войдя во вражеское воздушное пространство на скорости М=3,17 и высоте 23 774 м, О’Мэлли и Пэйн прошли над Хайфоном, после чего взяли курс на Ханой и дюжину других целей. Всего через 12 минут они покинули опасное небо Северного Вьетнама. Снизив скорость до дозвуковой, а высоту до 7620 м, экипаж произвел дозаправку над Таиландом, а затем, набрав высоту и скорость, отправился через демилитаризованную зону обратно в Кадену. По прибытии они обнаружили базу, закрытую туманом, и взяли курс на авиабазу Чинг Чуанг Канг на Тайване. На следующий день на КС-135 туда прибыла ремонтная группа, что позволило О’Мэлли и Пэйну вернуться в Кадену два дня спустя. Изучением фотопленки занималась 67-я эскадрилья обработки данных разведки (RTS), располагавшаяся на базе Йокота в Японии, а вот данные РЛС бокового обзора передавались с курьером 9-й RTS на авиабазе Биэль, откуда результаты обработки поступали в Национальное управление воздушнокосмической разведки (NRO) в Вашингтоне.

Результаты первого полета «Giant Scale» оказались превосходными  удалось обнаружить позиции тяжелой артиллерии вокруг Кхе Сана и огромный автопарк для их снабжения. Через несколько дней по этим целям нанесли авиаудары, резко снизившие активность вьетнамцев. После 77-дневной осады Кхе Сан был освобожден 7 апреля 1968 года (всего через две недели после полета SR-71). За свой вклад в эту операцию оба члена экипажа были награждены Крестом за летные заслуги.

Для поддержки операций «Giant Scale» на авиабазе были также развернуты восемь мобильных процессинговых центров (МРС), представлявших собой большие контейнеры с оборудованием для планирования операций, программирования ANS и других систем и обслуживания. Экипажи SR-71 несли на базе временную службу в течение 60 дней, после чего возвращались домой на заправщиках. К сентябрю 1968 года три самолета налетали около 300 часов каждый и также вернулись в Бил, а на смену им прислали машины 980,970 и 962. Такая процедура повторялась каждые шесть месяцев до сентября 1969 года, когда после улучшения средств обслуживания, время командировок самолетов довели до 12-18 месяцев. В мае 1969 года была готова к применению электромагнитная разведывательная система (EMR). Эта пассивная система сбора информации, включавшаяся оператором, сканировала диапазон от 30 МГц до 40 ГГц. Когда появлялся интересный сигнал, совпадавший с характеристиками, заложенными в компьютер EMR, он автоматически выделялся приемником, что позволяло записать такие его параметры, как частоту, амплитуду, ширину импульса и частоту повторения импульсов на магнитную ленту, где одновременно фиксировалось время захвата. Работая одновременно в двух режимах, EMR проводила общий и специальный поиск сигналов.

Но когда были установлены приоритеты, система функционировала во втором режиме. Использование EMR увеличило запрос на информацию со стороны САК, Разведывательного управления министерства обороны (DIA), Главнокомандующего силами на Тихоокеанском ТВД (CICPAC), Управления по оказанию военной помощи Вьетнаму (MACV) и Командующего силами США в Южной Корее (COMUSKOREA), что, в свою очередь, заставило Комитет начальников штабов приказать САК начать полеты SR-71 для ведения радиоэлектронной разведки Китая, СССР, Северной Кореи, над Тайваньскими проливами и Японским морем, в дополнение к полетам над Вьетнамом. Расширение использования самолета привело к тому, что 18 декабря 1970 года машина 975 прибыла в Кадену, и на протяжении последующих двух с половиной лет там базировались четыре разведчика. После вылета полученные данные быстро проверялись на наличие опасных сигналов в МРС, выпускавшем краткий отчет, после чего отправлялись в 9-ю RTS для окончательного анализа.

В 14:005 апреля 1972 года пилот Ренди Хертцог и оператор Джон Керночен взлетели на самолете 980 для первого испытания камеры ОВС (optical bar camera), установленной в носовой части. Эта панорамная камера сверхвысокого разрешения, сначала оснащенная линзой с фокусным расстоянием 61 см (в ноябре 1973 года САК получила первую ОВС с фокусным расстоянием 76,20 см), была создана «Itek Corporation» и вела съемку на пленку с мелким зерном, чувствительностью всего 8 ISO! Результаты испытаний были настолько успешными, что в конце года Центр стратегической разведки постановил использовать ОВС в Юго-Восточной Азии всегда, когда это позволяют погодные условия. В противном случае приходилось заменять ее на РЛС HHR  операция, которая занимала 16 часов.

Доказавшая свою полезность, камера ОВС постепенно заменяла камеры ООС в качестве средства получения панорамных снимков.Также в апреле 1972 года на испытания поступила аппаратура SEBER (Special Elint Beacon Receiver), известная как система G, разработанная специально для сбора информации о ЗРК С-75. Последней крупной модернизацией оборудования SR-71 до завершения боевых действий в Юго-Восточной Азии стала замена РЛС высокого разрешения PIP на РЛС CAPRE (Capability Reconnaissance Radar). Прототип станции, созданный «Goodyear Aerospace Corporation», прошел испытания 29 августа 1972 года. Но из-за различных технических проблем, ожидавшееся в июне 1973 года развертывание серийных станций на трех SR-71, базировавшихся в Кадене, не состоялось, и снова использовались РЛС PIP.