Военные Skymaster


Создававшийся как гражданский авиалайнер, С-54 стал весьма неплохим военно-транспортным самолетом, поступил на вооружение более 20 стран и сыграл заметную роль в осуществлении Берлинского воздушного моста.1942 году ВВС Армии США приняли на вооружение Douglas DC-4, еще не доказавший свою значимость в гражданском секторе. Самолет оказался превосходной военнотранспортной машиной, причем первые 34 самолета Skymaster, поступившие в войска, были гражданскими авиалайнерами, мобилизованными с началом войны. Совершивший первый полет с калифорнийского аэродрома Санта-Моника 26 марта 1942 года, С-54 Skymaster выгодно отличался наличием трехопорного шасси, силовой установкой с четырьмя звездообразными двигателями Pratt & Whitney R-2000 мощностью по 1200 л.с. и большим запасом топлива, достаточным для совершения трансатлантических перелетов. В итоге американские военные впервые получили возможность перебрасывать людей и грузы на дальности, необходимые для проведения боевых опера-
ций. В январе 1943 года и марте 1944 года появились более совершенные модификации  С-54А и С-54В.

Авиатранспортное командование ВВС Армии США использовало на этих самолетах как летчиков-контрактников, так и женщин-пилотов. Полеты выполнялись на большие дальности, типичное задание  перелет с Гринер Филд, штат Нью-Гэмпшир, в Прествик, Шотландия, с грузом 7258 кг на дальность 3675 км.Один переоборудованный С-54А получил обозначение С-54С и прозвище «Sacred Cow» («Священная корова»). Самолет имел электроподъемник для приема на борт президента Франклина Д. Рузвельта, передвигавшегося в коляске. С-54С стал фактически первым президентским самолетом в США. Самолет был готов к январю 1944 года, первый раз Рузвельт полетел на нем на знаменитую конференцию в Ялту. В июне 1944 года Уинстон Черчилль также получил в свое распоряжение Skymaster  его эксплуатировали британские ВВС. Причем даже рассматривалась возможность обустройства для премьер-министра на борту самолета специальной бронекап-сулы, на случай атаки вражеских истребителей. Большинство из 10 полученных британскими ВВС самолетов Skymaster применялись как транспортные, но три машины использовались в качестве VIP-транспортных  они дислоцировались в Нортхольте, под Лондоном.

С-54 Skymaster был надежным и простым в эксплуатации, но по ходу войны в конструкцию были внесены отдельные изменения. C-54D оснащался более мощными двигателями R-2000-11 и поступил в эксплуатацию в августе 1944 года  построено 380 самолетов на заводе «Douglas» в Чикаго. С-54Е имел те же двигатели (но увеличенный запас топлива) и бы; построен в количестве 125 машин на заводе в Санта-Монике. Там же были собраны и 126 в целом схожих самолетов C-54G.
Экипаж Skymaster обычно включал двух пилотов, штурмана, бортинженера, радиста и двух операторов-погрузчиков. На среднюю дальность самолет мог перевозить до 11793 кг груза, хотя обычно экипаж грузил на самолет около 9071 кг, чтобы обеспечить большую оперативную гибкость машине и возможность увеличения дальности полета. В годы Второй мировой войны С-54 более 79 тысяч раз перелетали через Атлантический, Тихий и Индийский океаны, перевозя личный состав и различные грузы. Причем потери составили всего четыре самолета.

Самолеты R5D для флота

R5D  обозначение Skymaster в ВМС и КМП США, получивших 331 такую машину (модификации от R5D-1 до R5D-5), еще 14 самолетов поступили в береговую охрану США.В семейство Skymaster входили и различные экспериментальные машины, имелись также многочисленные варианты, не пошедшие в серию, такие как XC-54F с дополнительными дверями для выброски парашютистов или самолет ХС-54К большой дальности с двигателями Wright R-1820-HD мощностью 1425 л.с. В серию также не пошли военно-транспортный С-54Н, штабной C-54J и его морской вариант R5D-6, а единственный построенный ХС-114 оснащался двигателями Allison R-1710-131 мощностью по 1620 л.с. и имел удлиненный на 2,13 м фюзеляж. Единственный самолет ХС-116 также оснащался двигателями Allison и использовался для отработки противооб-леденительной системы. После войны часть машин С-54 осталась на военной службе, остальные же передали гражданским компаниям.

Самолеты Skymaster стали ядром сил, обеспечивавших в 1948— 1949 годах операцию «Берлинскийвоздушный мост» снабжение Западного Берлина, находившегося в советской блокаде, по воздуху В операции приняли участие 312 самолетов из 441 С-54, имевшихся тогда в только что созданных ВВС США. Часть машин предоставили и ВМС США. Вероятно самым знаменитым пилотом С-54 стал полковник Гейл Халворсен, сбрасывавший во время выполнения грузовых рейсов шоколадки и конфеты для берлинских детей  его самолет получил прозвище «Карамельный бомбардировщик» («Candy Bomber»).С-54 стал первым американским самолетом, сбитым в годы войны в Корее. В 1950-е годы ВВС США активно эксплуатировали самолеты АС-54, которые былиоснащены специальной электронной аппаратурой для контроля воздушных трасс, а также поис-ково-спасательные SC-54. Часть машин оставались в эксплуатации и на момент начала вьетнамской войны.