Винтокрылые первенцы Ми-1 и Ми-2




«Вертолетная империя» Михаила Миля начиналась со скромного поршневого Ми-1, на смену которому пришел турбовинтовой Ми-2. В Польше было построено более 7000 машин этого типа.Михаил Леонтьевич Миль долгое время занимался изучением и созданием автожиров и вертолетов, прежде чем в 1947 году ему удалось создать свое ОКБ. Первыйпроект, вначале называвшийся ГМ (Геликоптер Миля), а затем Ми-1, представлял собой достаточно простую машину того же класса, что и западные S-51 или Sycamore. В кабине могли разместиться пилот и два пассажира.За кабиной был горизонтально установлен радиальный двигатель АИ-26В в 575 л. с., приводивший охлаждающий вентилятор и через муфту главный редуктор. Отсюда трансмиссия шла к трехлопастным несущему и рулевому винтам. Последний размещался на тонкой трубчатой хвостовой балке.

Летные испытания начались в сентябре 1948 года, и после устранения ряда довольно серьезных проблем Ми-1 был запущен в серию в 1950 году. Начиная с 40-й машины, стали устанавливать управляемый стабилизатор. Выпускалось несколько вариантов, в том числе базовый Ми-1Т, учебный Ми-1У и в 1961 году вариант «Москвич» с многочисленными доработками, включая цельнометаллические лопасти и улучшенную отделку кабины. Построили свыше 1700 вертолетов, причем более половины из них были изготовлены в Польше под обозначением SM-1. Вертолет Ми-2, являвшийся турбовинтовым развитием поршневого Ми-1, поднялся в воздух в сентябре 1961 года. В 1964 году лицензия на его производство тоже была передана Польше. Не удивительно, что Ми-2 оказался самым массовым вертолетом польских ВВС, использовавших его в качестве воздушного поста наблюдения, вооруженного разведчика, легкой ударной машины, связного, санитарно-эвакуационного и учебного. Также эта машина использовалась польскими ВМС.