Универсальный самолет DOUGLAS AD/A-1 SKYRAIDER


AD/A-1 поступили на вооружение слишком поздно, чтобы принять участие в боях Второй мировой войны. Карьера этих поршневых машин была относительно долгой, даже несмотря на появление реактивных самолетов. Skyraider принимали участие во множестве локальных войн, выполнив огромное количество рискованных заданий.  Douglas AD/A-1 Skyraider, известный под прозвищами «Spad», «Able Dog», «Workhorse of the Fleet», вошел в число наиболее универсальных самолетов ВМС США за всю их историю. На вооружении частей первой линии штурмовик продержался до конца 1960-х годов. За 12 лет серийного производства построили более 3000 AD, в процессе производства обозначение изменили на А-1. Самолеты использовались для выполнения самых разных заданий  от дальнего радиолокационного наблюдения и РЭБ до непосредственной авиационной поддержки и борьбы с партизанами. Жертвами 20-мм пушек Skyraider стали несколько МиГов.

История Skyraider началась в период Второй мировой войны, когда после сражения у атолла Мидуэй ВМС США потребовалась замена для SBD Dauntless. Проектирование нового самолета Эд Хайнеман, главный конструктор завода «Douglas Aircraft Corporation» в Эль-Сегундо, начал вместе с двумя молодыми лейтенантами ВМС США. Несмотря на неудачное представление исходного проекта адмиралам в 1944 году в Вашингтоне, Хайнеман с коллегами получили сутки на разработку еще одного аванпроекта. Конструкторы не могли предвидеть результатов своего труда! Самолет, на стадии проекта известный как BT2D Dauntless II, позже получил наименование Skyraider  тогда фирма «Douglas» многим своим самолетам давала названия, включавшие слово «Sky».


Первый полет прототип нового самолета выполнил в МайнесФилд 19 марта 1945 года. В 1947 году AD-1 Skyraider поступили на вооружение двух эскадрилий, VA-3 и VA-4, дислоцированных на восточном побережье США. В июне того же года обе эскадрильи были квалифицированы для использования самолетов с авианосца «Сицилия». Однако первый поход на авианосце выполнили Skyraider из другой эскадрильи  VA-1. В октябре 1947 года эскадрилья VA-1 на борту авианосца отправилась в Средиземноморье. Основным вариантом самолета Skyraider для ВМС США стал штурмовик. На более поздних модификациях внедрили фонарь новой формы, увеличили размеры кабины, а в бульбообразном обтекателе установили поисковую РЛС. При эксплуатации на кораблях Skyraider зарекомендовал себя прочной и надежной машиной. Первый боевой вылет этих машин в Корее состоялся 3 июля 1950 года, выполнили его Skyraider из эскадрильи VA-55, нанеся удар по аэродрому Пхеньян-Восточный. Skyraider ВМС США действовали с авианосцев «Вэлли Фордж», «Филиппин Си» и «Лейте»; Skyraider морской пехоты работали с полевых аэродромов Южной Кореи. Самолеты действовали и в неблагоприятных погодных условиях.

К завершению войны в Корее самолетами Skyraider стали интересоваться иностранные заказчики.Первым экспортным Skyraider стал невооруженный вариант ДРЛО, заменивший палубные противолодочные самолеты Fairy
Gannet в 778-й и 849-й эскадрильях британского флота, приписанные к авианосцам «Игл» и «Арк Ройал». Несколько экс-британских самолетов ДРЛО в начале 1960-х годов купила Швеция для использования в качестве буксировщиков мишеней. С принятием на вооружение ВМС США реактивных машин «излишки» самолетов Skyraider продали Франции. Французские самолеты активно применялись для борьбы с партизанами в Алжире, Сомалиленде и на Мадагаскаре.Самолеты Skyraider с опознавательными знаками США активно использовались в военных действиях во Вьетнаме. С 1961 года самолеты стали востребованными не только в ВМС, но и ВВС США. Боевые вылеты во Вьетнаме Skyraider начали массово выполнять в 1964 году, а в 1966 году там действовало уже несколько сотен таких самолетов. Skyraider были незаменимы  они наносили удары по наземным целям, сопровождали вертолеты, управляли действиями авиации и, самое главное, привлекались к выполнению задач поиска и спасения (миссии «Sandy»).

Во Второй мировой войне Skyraider принять участие не успели, но в Корее и Вьетнаме эти самолеты использовались масштабно.К началу вьетнамской войны самолет уже выглядел анахронизмом, но, тем не менее, применялся не менее успешно, чем реактивные машины. Неизвестно, где и когда Skyraider сделал свой последний боевой вылет. Но достоверно известно, что несколько таких самолетов принимали участие в вооруженном конфликте в Чаде в 1979 году. А в настоящее время несколько восстановленных самолетов Skyraider радуют своими полетами любителей авиации в Европе и США.