Транспортный самолет ВМ-Т «Атлант»

В середине 1970-х годов в СССР началась разработка сверхтяжелой ракеты-носите-ля «Энергия» и многоразового орбитального космического корабля «Буран». Перевозка корабля и компонентов ракеты на космодром любым другим транспортом, кроме воздушного, исключалась из-за негабаритное грузов. Задание на создание транспортного самолета «особого назначения» получило ОКБ O.K. Антонова (Ан-225 «Мр1я»), но на его проектирование и постройку требовалось время, которого, как всегда, не было. В.М. Мя-сищев в инициативном порядке предложил модернизировать в носитель космических изделий бомбардировщик ЗМ.



В ОКБ тема получила обозначение ЗМ-Т (Т - транспортный). В разгар проектирования ЗМ-Т, в 1978 году, Владимир Михайлович Мясищев скончался, работы продолжались под руководством В.А. Федотова. В 1979 году силами ЭМЗ началось переоборудование двух заправщиков ЗМН-И. Самым важным внешним отличием ЗМ-Т стало совершенно новое двухкилевое оперение очень большой площади, была усилена конструкция планера и шасси, на верхней поверхности фюзеляжа смонтировали узлы крепления груза. Первый полет ЗМ-Т выполнил 29 апреля 1980 года, а уже через год самолеты выполнили первые рейсы по доставке компонентов PH «Энергия» из Куйбышева (Самара) на Байконур. Самолеты были окрашены в цвета «Аэрофлота», но на фюзеляжах нанесли «истинное» обозначение кораблей — ЗМ.

По требованию режимных органов цифру «3» исправили на букву «В» - случайным образом в названии самолета был увековечен его конструктор. Очень часто «ВМ» расшифровывают как «Владимир Мясищев». Позже ВМ-Т получил собственное имя «Атлант». Оба самолета использовались для доставки на космодром компонентов двух запущенных PH «Энергия» (один запуск был неудачным) и орбитального корабля «Буран», который совершил единственный космический полет. В 1990-е годы ВМ-Т пытались приспособить для выполнения разнообразных коммерческих задач, но - безуспешно. В настоящее время один ВМ-Т находится на авиабазе Рязань, второй -на ЭМЗ им. В.М. Мясищева в Жуковском. Есть информация, что оба самолета в случае необходимости могут быть возвращены в пригодное к полетам состояние.