Средний транспортник EADS CASA CN-235



На EADS CASA CN-235 приходится немалая доля международного рынка средних военно-транспортных самолетов. Самолет совместной испано-индонезийской разработки не выиграл ни одного конкурса на пассажирский авиалайнер, но его военный вариант очень востребован. Самолет продолжает совершенствоваться. В 1970-е годы испанская фирма CASA и индонезийская фирма IPTN заключили долгосрочное соглашение о сотрудничестве, согласно которому в Индонезии наладили лицензионный выпуск легкого транспортного CASA Aviocar. Через несколько лет партнерство привело к появлению амбициозного плана разработки и производства более крупной транспортной машины.

В 1980 году был образован консорциум «Airtech», главной задачей которого стал выпуск нового 35-местного самолета в военном и гражданском вариантах. Анонс проектирования CN-235 был сделан на Парижском авиасалоне 1981 года. На начальной стадии разработки CN-235 позиционировался исключительно как гражданская машина, не сильно отличавшаяся от конкурентов  Dash 8, ЕМВ-120 и SF-340. Главным преимуществом CN-235 являлась возможность работать с плохо подготовленных аэродромов. За высокорасположенное крыло, размещенные в спонсонах фюзеляжа шасси и наличие задней рампы CN-235 называли «mini Hercules». В конструкции учли требования военных, такие как отсутствие створок ниш шасси  колеса в убранном положении выступают за обводы фюзеляжа, что важно при аварийной посадке. Рампа
может открываться в полете и дополнена боковыми створками, а две задние двери салона можно использовать для десантирования парашютистов.

Силовая установка включает два ТВД General Electric СТ-7-7 мощностью по 1760 л. с. (1311 кВт) с четырехлопастными винтами Hamilton Standard 14RF-21. Производство элементов планера разделили между фирмами CASA (носовая и центральная секции фюзеляжа, центроплан, внутренние закрылки, мотогондолы) и IPTN (хвостовая секция А фюзеляжа, хвостовое one-рение, внешние секции крыла, внешние закрыл- / Ч ки). Позже контракт МЛ на выпуск хвостового оперения был заключен с чилийской фирмой ENAER. Сборочные линии организовали в обоих странах, выкатка двух прототипов состоялась 10 сентября 1983 года одновременно в Испании и Индонезии. Первым в воздух поднялся 11 ноября 1983 года прототип испанской сборки, а 30 декабря первый полет выполнил индонезийский прототип. По результатам испытаний в конструкцию крыла, оперения, спонсонов шасси и конфигурацию винтов внесли изменения. Совместную для Испании и Индонезии сертификацию самолет получил 19 августа 1986 года, а сертификат FAA  3 декабря.

В первые годы на CN-235 возлагались большие надежды. Правительство Индонезии объявило о намерении приобрести 100 самолетов, но в Париже на авиасалоне было объявлено о закупке лишь 54 самолетов с опционом на 18 машин, все в гражданском варианте. В 1985 году «Airtech» вела переговоры с Турцией о поставке 50 тактических транспортных самолетов. Шли переговоры и о более скромных военных заказах, а вот гражданский вариант интереса не вызывал. CN-235 не вписывался в рамки гражданского рынка: слишком тяжелый, с недостаточной дальностью и, что для авиакомпаний немаловажно, не слишком эстетичный. Для перевозчиков, работавших с плохих аэродромов, размеры CN-235 были избыточными, а цена слишком большой. Зато портфель заказов на военный вариант постепенно пополнялся.В декабре 1986 года первый CN-235 поставили индонезийской «Merpati Nusantara Airlines» (его эксплуатация началась только через год), в том же месяце ВВС Саудовской Аравии получили первый военный CN-235M. Первые 30 самолетов известны как Series-10 (CN-235-10, CN-235M-10). За этой серией последовала другая, с обозначением «-100» с ТВД СТ-7-9С мощностью 1870 л. с.  эти двигатели стали стандартными. Машины постройки фирмы CASA обозначались -100, а постройки IPTN  110. В 1990 году «Airtech» представила вариант СМ-235-200/-220 с увеличенной дальностью. Первый самолет постройки CASA прошел сертификацию в марте 1992 года, а прототип постройки фирмы IPTN выполнил первый полет только в 1996 году. Самолет с обозначением «-200» ныне остается единственным серийно строящимся вариантом.

Изначально «Airtech» планировала строить CN-235 в специализированных модификациях, таких как морской патрульный самолет и самолет радиотехнической разведки. Фирмы IPTN и CASA разработали собственные версии патрульной машины, но в серию пошел только вариант, созданный CASA. Ирландский авиакорпус стал единственным оператором CN-235MP Persuader (это наименование в Ирландии не использовалось никогда), первый из двух самолетов заказчик получил в декабре 1994 года. CASA, как называют машину по всему миру, доказал свою пригодность в качестве самолета защиты рыболовства. Фирма IPTN разрабатывала аналогичный вариант  CN-235MPA Sky Guardian  с 1989 года. Несмотря на анонсы о заказах от ВМС Индонезии, Брунея и ОАЭ, в эксплуатацию Sky Guardian не поступил. Данный факт отражает медленные темпы реализации всей программы CN-235 в Индонезии, самолеты фирмы IPTN за пределами страны востребованы не были, отчасти из-за плохой управляемости.Темп производства и объем продаж на протяжении всего выпуска CN-235 сильно менялись. Согласно данным CASA на конец 1999 года в эксплуатации у 28 операторов из 24 стран находилось 189 самолетов, имелись заказы еще на 220 машин. В число гражданских операторов вошли только испанская компания «Binter Mediterraneo», индонезийские «Mandala Airlines» и «Merpati Nusantara». Военный вариант закупили Ботсвана, Бруней, Чили, Колумбия, Эквадор, Франция, Габон, Индонезия, Ирландия, Марокко, Корея, Малайзия, Оман, Панама, Папуа  Новая Гвинея, Саудовская Аравия, ЮАР, Испания, Таиланд, Турция и ОАЭ.

В 1984 году для сборки 50 из 52 заказанных CN-235M для Турции была образована фирма TAI («Tusas Aerospace Industries»). Первый самолет турецкой постройки выполнил первый полет в 1992 году. В сентябре 1998 года Турция заказала еще девять CN-235MP. Заказы на самолет продолжают поступать от различных стран мира. Иордания заказала в 2011 году два CN-235 в варианте ганшипа с оптоэлектронной системой целеуказания, лазерным дальномером и бортовым комплексом обороны. Вооружение самолетов будет состоять из УР Hellfire с лазерным наведением, блоков НАР и 30-мм пушки М230 Chain Gun. Ракеты самолет будет нести на подкрыль-евых пилонах, а пушку запланировано установить на турели по левому борту.