Самолеты ВВС РККА в 1941 г.

В 30-е годы Советский Союз лидировал по выпуску военных самолетов в мире, но большая их часть к 1941 году устарела. Люфтваффе начали обновление своего самолетного парка на год-два раньше, чем ВВС РККА, поэтому к началу операции «Барбаросса» самолетный парк Люфтваффе был полностью переведен на современные типы, в то время как в частях советских ВВС имелась как новая, так и устаревшая техника.Самыми массовыми истребителями ВВС были биплан И-15 и моноплан И-16 Поликарпова - самолеты с открытыми кабинами и характерными «тупыми» из-за моторов воздушного охлаждения носами. Оба истребителя отлично проявили себя в начале Гражданской войны в Испании, но к 1940 году по стандартам ВВС стран Европы являлись устаревшими. Однако необходимо отметить, что больше всего самолетов противника в 1941 году сбили летчики И-16. Недостатки самолетов усугубляла отсталая тактика боевого применения, согласно которой И-16, атакуя волнами, нарушали боевой порядок противника, после чего в бой один на один вступали маневренные И-15.В конце 30-х годов командование ВВС пришло к выводу о неадекватности такой тактики в борьбе со скоростными хорошо вооруженными самолетами Люфтваффе. Разработка нового поколения советских истребителей началась в 1937 году.


Новые самолеты Як, ЛаГГ и МиГ не превосходили Bf 109Е, но, по крайней мере, могли на равных сражаться с ним. Однако эти машины появились с опозданием - в приграничных округах в июне 1941 года в основном находились самолеты Поликарпова. «Новое поколение» заводы выпускали всего полгода, а на момент начала операции «Барбаросса» они составляли всего 10% от общего числа истребителей ВВС Красной Армии. Личный состав не успел полностью освоить новую технику, а конструкторы не довели свои изделия до требуемого уровня. Так, МиГ-3, самый массовый из новых истребителей, многие летчики считали сложным в пилотировании.Из-за эвакуации заводы временно приостанавливали производство. На Урале и восточнее предприятия были вне досягаемости германской авиации, не имевшей настоящих дальних бомбардировщиков.В 1942 году в наступательных операциях Красной Армии главную роль стали играть штурмовики Ил-2 и истребители А.С. Яковлева начиная с Як-1. Штурмовик Ил-2 был выпущен в количестве 36 183 единиц - это самый массовый в истории авиации военный самолет. Истребители Яковлева выпускались в четырех основных вариантах - Як-1, Як-7, Як-3 и Як-9.Появившийся в 1942 году Як-7 на равных мог вести воздушные бои с любым истребителем Люфтваффе, а в 1944 году германские летчики уже старались не вступать в схватки со скоростными и маневренными Як-3 и Як-9. «Яки» были самыми массовыми советскими истребителями времен войны, но «самолетами для асов» считались истребители С.А. Лавочкина Ла-5 и Ла-7. Другими «рабочими лошадками» войны были пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Ил-4.

В начале войны качество подготовки летного состава ВВС оставляло желать лучшего. Например, 43% командного состава находилось на своих должностях не более шести месяцев. Положение усугубилось из-за странного решения, принятого незадолго до войны, не присваивать выпускникам летных училищ офицерских званий. В ВВС большей части стран мира летчики являлись офицерами, хотя в Люфтваффе свою карьеру летчики начинали с унтер-офицерских званий. Сержантов вместо лейтенантов стали присваивать и выпускникам советских военных авиационных училищ. Положение изменилось только в 1943 году, когда все летчики стали офицерами.Из-за значительных потерь на начальном этапе войны пришлось резко сократить и без того небольшой налет курсантов, который стал составлять у пополнения менее 100 часов. Но с 1943 года продолжительность полетов курсантов начала расти. Если в 1938 году в Советском Союзе было 18 авиационных училищ, то в 1945 году их стало 130. За годы войны было подготовлено 60 ООО летчиков.