Самолеты марки Cessna

Попав на любой частный аэродром или в аэроклуб в любой точке мира, с большой долей вероятности можно обнаружить там самолеты марки Cessna. В послевоенные годы фирма «Cessna» стала лидером на рынке легких самолетов.
В годы Второй мировой войны «Cessna» резко увеличила собственные производственные мощности. Начав с постройки небольших туристских высокопланов, фирма в военные годы строила десантные планеры Т-50 (UC-78 Bobcat) и Waco CG-4A и выпускала комплектующие для бомбардировщиков Douglas А-20 и Boeing В-29. Уже в 1944 году менеджмент «Cessna» задумался о недалеком мирном времени. По мнению руководства, многие летчики военного времени на «гражданке» захотят приобрести небольшой личный аэроплан. Ответом на возможный потенциальный спрос стал самолет Model 190, спроектированный на основе довоенного Model 165 Airmaster. Прототип выполнил первый полет 7 декабря 1944 года. Серийный Cessna 190 представлял собой цельнометаллический самолет с мотором воздушного охлаждения Continental R-670-23 мощностью 240 л. с. В июле 1947 года на рынок вышел Cessna 195 с мотором Jacobs мощностью 300 л. с.

Главной проблемой самолета стала его цена. Компания «Cessna» построила подкосный высокопла! с неубираемым шасси с хвостовой опорой Model 140. На Model 140 стоял 85-сильный мотор Continen tal С85-12, первый полет прототиг (NX41682) выполнил 28 июня1945    года и сразу завоевал признание многих летчиков. Самолет Model 140 вместе с бюджетным вариантом Model 120 (без закрылков, электростартера и дополнительного бокового остекления) в1946    году продали в количестве 3950 экземпляров.

Но бум продаж оказался кратким. Пик пришелся на 1946 год, когда в США было продано 12 тысяч легких самолетов, но в 1949 году удалось продать только 2550.Тем не менее «Cessna» расширила модельный ряд, пополнив его четырехместным самолетом Model 140. Прототип поднялся в воздух в сентябре 1947 года. Первые Model 140 и новый Model 170 отличались более широким и длинным фюзеляжем, были оснащены мотором Continental С145-2 мощностью 145 л. с., однако сохранили крыло постоянной хорды с полотняной обшивкой. Новое цельнометаллическое крыло с внутренней секцией постоянной хорды и внешними сужающимися в плане секциями установили на самолете Model 170А. Такое крыло стало фактически стандартным на всех последующих одномоторных самолетах Cessna. Выпуск Model 120 прекратили в 1949 году, но сборка Model 140А продолжалась еще несколько лет, самолеты поздней постройки получили крыло от Model 170А.


В 1952 году высокоэффективные закрылки от военного L-19 Bird Dog внедрили на гражданском Model 170В, в результате летные данные машины улучшились. Но «Cessna» уже начала работы по созданию совершенно нового четырехместного самолета. Выкатка Model 180 состоялась в январе 1952 года. Внешне он был похож на Model 170, но имел несколько более угловатое в плане вертикальное оперение и был оснащен мотором Continental 0-470-R мощностью 225 л. с.; максимальная скорость составляла 266 км/ч. На легком Cessna 180 предусматривалась возможность установки лыжного и поплавкового шасси. Успех самолета Model 180 побудил фирму «Cessna» разработать шестиместный Model 185 Skywagon с мотором Continental Ю-470-F, увеличенным оперением и кабиной с дополнительным боковым остеклением. Поставки Model 185 заказчикам начались в 1961 году.

Model 182/Skylane

С учетом потенциала Cessna 180 и возможными продажами частным лицам и бизнес-структурам конструкторы из Уичиты спроектировали самолет Model 182 с трехопорным шасси с носовой опорой. Model 182 появился в 1956 году, а через два года «Cessna» представила альтернативный самолет 182А Skylane с улучшенной аэродинамикой и обтекателями колес шасси. Подавляющее большинство самолетов Model 182 было поставлено в варианте Skylane, обычные Cessna 182 собирали только под заказ. Параллельно велось совершенствование Model 170В. В 1956 году полетел Cessna 172 с трехопорным шасси, угловатым хвостовым оперением и обводами, близкими обводам Model 182.

Ранние модели

При маркетинге легких самолетов «Cessna» применила методы американской автомобильной промышленности. С целью увеличения объема продаж модельный ряд обновлялся ежегодно  в обозначении появлялась новая буква. Ежегодно изменялась и схема окраски. В 1958 году появилась мода на «стремительную» окраску автомобилей, что немедленно нашло отражение в окраске самолетов Cessna. В 1964-1970 годах схема окраски изменялась каждый год (в первую очередь киля и руля направления), поэтому по окраске самолета довольно легко определить год его постройки.Однако ежегодные изменения конструкции отнюдь не были косметическими. В 1958 году выпустили альтернативу самолету Model 172  Model 173 с мотором Continental G0-300A мощностью 172 л. с. В 1960 году начался выпуск самолетов Model 172А, Model 175А и Skylane/Model 182С со стреловидным вертикальным оперением. С 1960 года выпускались Model 172А, Model 175А в варианте люкс  Skylark и Model 172В Skyhawk. В 1962 году конструкторы обрезали гаргрот, выпустив Model 172D и Model 182F, тогда же началось производство нового варианта Model 175  P172D Skyhawk Powermatic.