Самолет ЗМД носитель двух крылатых ракет К-14

Работы по адаптации бомбардировщика в носитель «МК» крылатой ракеты Х-20 были начаты в ОКБ-23 в середине 1950-х годов, но дальше постройки деревянных макетов отдельных узлов дело не продвинулось, так как в 1956 году начались испытания Ту-95 в варианте носителя ракеты Х-20. Тем не менее разработка ракетоносца не прекратилась.

Прорабатывались различные варианты вооружения - ракеты К-ЮС, К-14 и К-22. Более перспективной в ОКБ-23 посчитали ракету К-14, под которую в 1958 году началось проектирование носителя ЗМЕ. Из-за установки необходимой для наведения ракеты РЛС «Рубин-1» полностью перепроектировали носовую часть фюзеляжа. Две ракеты предполагалось подвешивать на пилонах под крылом. В прототип ЗМЕ переделали серийный бомбардировщик ЗМ (1101). Первый полет самолет (командир экипажа летчик-испытатель Н.И. Горяйнов) совершил весной 1959 года. Разработка ракеты затянулась, поэтому совместные испытания с участием военных летчиков-испытателей из ГК НИИ ВВС самолет ЗМЕ проходил без своего основного вооружения.

12 мая 1960 года опытный ЗМЕ на аэродроме Жуковский протаранил М-50. Обе машины получили повреждения, но ЗМЕ, в отличие от М-50, ремонтировать не стали.Самолет ЗМД, носитель двух крылатых ракет К-14, создавался как часть стратегической бомбардировочной системы М-6К-14 согласно Постановлению СМ СССР от 22 августа 1959 года. При его разработке был учтен опыт проектирования и испытаний ракетоносца ЗМЕ. На ЗМД установили доработанное крыло, уменьшили площадь руля направления. Для подвески ракет предназначались пилоны под корневыми частями крыла. В прототипы доработаны два серийных ЗМ (1301 и 1302). Прототип 1 301 выполнил первый полет с заводского аэродрома (в центре Москвы) 25 ноября 1959 года, посадку произвели в Жуковском; командир экипажа - летчик-испытатель Б.М. Степанов. Совместные специальные испытания ЗМД проходил без ракет. Ставка на ракету К-14 оказалась ошибкой, тем не менее, было принято решение о постройке 60 серийных ЗМД на заводе № 23. Серийное производство прекращено в 1960 году после выпуска десяти самолетов.

Работы по тематике ЗМД фактически были свернуты в конце 1960 года с передачей завода и ОКБ-23 в состав ракетного КБ В.М. Челомея, однако «для галочки» в начале 1961 года на 1301 выполнили пробные подвески (не полеты и не пуски) ракет К-14. Прототип ЗМД демонстрировался в статической экспозиции на последнем крупном советском воздушном параде в 1967 году в Домодедово. Единственный сохранившийся ЗМД (1804) находится в музее ВВС в Монино.