Самолет-заправщик ЗМС-ll

Первым самолетом-заправщиком конструкции В.М. Мясищева был М-4-11.В М-4-11 доработали большую часть имевшихся в строевых частях бомбардировщиков М-4. ЗМ-Т проектировался специально для дозаправки стратегических ракетоносцев М-52, от бомбардировщиков ЗМД он отличался, главным образом, лишь системой отдачи топлива и наличием дополнительных топливных баков в бомбоотсеке. Начало испытаний ЗМ-Т запланировали на 1961 год, но в 1960 году ОКБ-23 свое существование как авиационная фирма прекратило. Аналогичная судьба постигла проект са-молета-заправщика ЗМ-П.

Количество состоявших в 1960 году на вооружении Дальней Авиации заправщиков M-4-II (около 30) уже не отвечало возросшим потребностям, поэтому в сентябре того же года было принято решение о переоборудовании в заправщи-
ки части парка бомбардировщиков ЗМН и ЗМС, получивших обозначение, соответственно, ЗМН-И и ЗМС-ll. На самолетах монтировалась система дозаправки «Конус», аналогичная используемой на M-4-II. В прототип заправщика в январе 1962 года на заводе им. Хруниче-ва (бывший завод № 23) доработали ЗМН (0203) постройки 1956 года.

Испытания заправщика проводились в 1962— 1963 годах, первые дозаправки ракетоносца Ту-95КМ выполнены весной 1963 года. Первым ЗМС-ll стал доработанный ЗМС (0501). По результатам испытаний самолеты-заправщики 3MH-II и ЗМС-ll признаны годными к эксплуатации в строевых частях Дальней Авиации. Заправщик ЗМС/ЗМН-И способен отдавать до 40 000 л топлива, скорость перекачки топлива 2250 л/мин. В самолеты-заправщики силами авиаремонтного завода ВВС № 360 в Рязани в 1970-е годы доработано 32 бомбардировщика ЗМН и ЗМС. Большинство заправщиков при необходимости можно было конвертировать обратно в бомбардировщики. Заправщики эксплуатировались до 1994 года.