Самолет DOUGLAS AD/A-1 SKYRAIDER


К концу Второй мировой войны компания «Douglas» снискала завидную репутацию одного из основных производителей палубных самолетов. Ее новая разработка -Skyraider  вышла победителем в конкурсе на новый бомбардировщик-торпедоносец, а затем использовалась для решения множества иных задач и строилась в различных вариантах.
стория создания Skyraider началась с поездки Эда Хайнемана, главного конструктора «Douglas», в Вашингтон. Он пытался получить контракт на создание самолета для замены пикирующего бомбардировщика SBD Dauntless, широко использовавшегося ВМС США на Тихоокеанском ТВД. Но предложения компании «Douglas» были не слишком тепло встречены адмиралами.


Первый самолет, предложенный фирмой, назывался Destroyer. Разведчик и бомбардировщик-торпедоносец, имевший обозначение SB2D-1, он имел две дистанционно управляемые турели и 20-мм пушку в крыле и был оснащен радиальным двигателем Wright R-3350-14 Cyclone 18 мощностью 2300 л. с. (1715 кВт). Но из-за большой массы характеристики его оставляли желать лучшего, и заказ на 358 машин позже, после победы над Японией, был сокращен всего до 28. Несмотря на недостатки, был предложен проект усовершенствованного варианта SB2D-1. У самолета BTD-1, или Destroyer II, сократили второго члена экипажа и отказались от использования турелей, но характеристики по-прежнему оставались невысокими, и от дальнейшей разработки отказались. «Douglas» возлагала большие надежды на участие в проводимом ВМС конкурсе ВТ (Bomber Torpedo), по условиям которого фирма «Martin» создала одноместный ХВТМ-1 (позднее АМ-1) Mauler. Совершивший первый по лет 26 августа 1944 года, этот низ-коплан был оснащен радиальным двигателем Pratt & Whitney Wasp Major в 3000 л. с. (2237 кВт). В то время AM-1 Mauler был самым большим и тяжелым палубным сг молетом  его максимальная мае са составляла 10608 кг. Но после окончания войны закупки Mauler были сокращены  построили всего 149 самолетов из 750 первоначально заказанных. Хотя АМ-1 поступил на вооружение эскадрилий ВМС VA-17A/VA-174 и эскадрилий резерва VA-44, VA-45, VA-84, VA-85 и VA-176, пилоты называли его «ужасным монстром» за плохую управляемость.

Новый проект «Douglas»

Эд Хайнеман, считавший, что «Douglas» способна создать подходящую замену для Dauntless, убеждал ВМС позволить ему разработать новый проект. Весьма неохотно адмиралы дали конструктору и двум его молодым помощникам, Лео Делвину и Джину Руту, всего 12 часов, чтобы представить свои предложения. И июньским днем 1944 года троица заперлась в номере отеля «Статлер» и приступила к работе. Им было необходимо представить проект к следующему утру! И им удалось это сделать — представленный проект заинтересовал ВМС, которые выдали заказ на постройку летного прототипа. Dauntless II

Получивший обозначение XBT2D, первый вариант самолета был известен как XBT2D-1 Dauntless И. Деньги на постройку 15 предсе-рийных машин были изъяты из средств, выделенных на программу Destroyer II. Dauntless II, выполненный по схеме низкоплана с двигателем R-3350, получил новую систему воздушных тормозов. Установленные по бортам тормозные щитки были дополнены еще одним, под фюзеляжем. При одновременном выпуске они эффективно тормозили самолет, не оказывая влияния на подъемную силу крыла и управляемость машины. Это было особенно актуально при посадке на авианосец, когда требовалось точно выдерживать скорость при посадке на качающуюся палубу. Первый Dauntless II (номер разработчика 09085), который выкатили из сборочного цеха «Douglas» 11 марта 1945 года, имел цвет натурального металла с единственной красной полосой на передней кромке капота. Машина «Douglas» весила гораздо меньше своего основного конкурента, что стало позднее решающим фактором при принятии решения ВМС. Испытания показали, что по некоторым характеристикам новый самолет не уступает, а зачастую и превосходит лучшие истребители ВМС военных времен  Grumman F6F Hellcat и Vought F4U Corsair.

Летчик-испытатель «Douglas» Леверн Браун совершил на новом самолете несколько полетов, проходивших вполне успешно, пока 19 апреля 1945 года в пикировании у машины не заглох мотор. К счастью, самолет находился неподалеку от аэродрома Майнес Филд, и Браун совершил вынужденную посадку. Еще одним недостатком машины оказалась тенденция крыла к складыванию при посадке на палубу, вызывавшая деформацию конструкции, но дополнительные усиливающие накладки решили эту проблему.Несмотря на положительные результаты летных испытаний, ВМС медлили с заказом на серийные Dauntless II. Второй и третий самолеты поднялись в воздух 8 мая и 6 октября 1945 года, вскоре были достроены все 15 пред-серийных машин, a «Douglas» так и не получила окончательного решения от ВМС. Стремясь еще больше заинтересовать ВМС, «Douglas» предложила вариант с газотурбинным двигателем.Один Dauntless II был оснащен ТРД TG-100, но никогда не летал. Машину признали непрактичной для боевого применения из-за слишком сложного технического обслуживания.

Также предлагался вариант ночного штурмовика со вторым членом экипажа, сидевшим в хвостовой части фюзеляжа для обслуживания примитивной прицельной РЛС. Этот проект не получил одобрения, но несколько лет спустя был создан четырехместный вариант с большим бульбообразным обтекателем под фюзеляжем. Эта машина радиоэлектронной разведки использовалась ВМС США в первые годы холодной войны.В апреле 1946 года после упорядочивания системы обозначений ВМС самолет BT2D переименовали в AD. Это обозначение отражало изменение требований к самолету, который больше не рассматривался как бомбардиров-щик-торпедоносец, а превратился в штурмовик. Вместе с обозначением сменили и имя машины. «Douglas» выпустила серию самолетом с префиксом «Sky-» в названии, и AD стал одним из первых в этом ряду. Название Skyraider было официально принято ВМС.

Наконец ВМС США признали потенциал машины. Во вновь сформированном испытательном центре морской авиации (NATC  Naval Air Test Centre) в Патаксент Ривер, Мэриленд, была проведена комплексная программа испытаний, нацеленная на скорейшее принятие самолета на вооружение. Первые строевые Skyraider поступили в штурмовую эскадрилью VA-19A, подразделение берегового базирования в Аламеде, в 1946 году. А в апреле 1947 года эскадрилья VA-3B стала одним из первых строевых подразделений, квалифицированным для выполнения полетов с палуб авианосцев. Среди первых операторов нового самолета стоит также отметить подразделения резерва авиации ВМС на базах Гленвью (Иллинойс) и Олэт (Канзас).