Ракетный истребитель Messerschmitt Me 163 Komet и Me 263


Ракетный истребитель Me 163 спроектирован под руководством доктора Александра Липпиша, много лет посвятившего созданию планеров-бесхвосток. В январе 1939 года Липпиш с ближайшими сотрудниками перешел на фирму «Messerschmitt», где начал работы по адаптации экспериментального планера схемы бесхвостка DFS 194 под ЖРД Walter тягой 3,92 кН. Успешные испытания самолета, в ходе которых была достигнута скорость 550 км/ч, привели к получению фирмой «Messerschmitt» заказа на шесть прототипов, обозначенных Me 163А.Первый прототип проходил испытания как планер, буксировал его Bf 161. Прототипы испытывались в Пе-немюнде летом 1941 года, на них стояли ЖРД Walter HWK Rll-203b тягой 7,35 кН.Прототипы на испытаниях достигли скорости 885 км/ч.

Летчик-испытатель Хейни Диттмар на Me 163А включил двигатель после того, как на высоту 4000 м его поднял буксировщик.диттмар достиг скорости 1003,9 км/ч, но затем самолет из-за эффекта сжимаемости воздуха потерял управление. Летчик сумел восстановить управление и посадить самолет. Происшествие заставило конструкторов внести изменения в крыло. На испытаниях выявили массу технических недостатков и дефектов, связанных, прежде всего, с нестабильностью компонентов топлива ЖРД, посадочной лыжей и сбросом тележки шасси. За прототипами Me 163А предприятие «Wolf Hirth» построило десять предсе-рийных Me 163А-0, которые использовались как тренировочные планеры. Далее последовал заказ на значительно измененные шесть прототипов и 70 серийных перехватчиков Me 163В Komet. Предсерий-ные прототипы обозначались Me 163Ва-1, поставка серийных Me 163В-1 а началась в мае 1944 года. Первый боевой вылет был выполнен 28 июля 1944 года, когда пять Me 163 из  (первое подразделение Me 163) атаковали группу самолетов Boeing В-17 Flying Fortress. Атака получилась неудачной  при скорости сближения порядка 1300 км/ч на ведение огня из обладавших низкой скорострельностью пушек МК 108 у летчика было всего три секунды. На заключительной стадии войны удалось разработать более эффективное вооружение. Me 163 строились до февраля 1945 года, изготовлено порядка 400 самолетов всех вариантов. В это число входят и несколько двухместных тренировочных Me 163S, на которых для размещения второй кабины не ставили вооружение и топливные баки, Me 163S являлись планерами. Вариант Me 163С-1 а являлся улучшенным Me 163Е с измененным планером и доработанной для увеличе ния тяги силовой установкой. Из трех построенных Me 163С-1 а в воздух поднялся только один.

Проектировался вариант Me 163D с убираемым колесным шасси с носовой опорой. Построили один прототип, а поскольку серия планировалась к выпуску на заводах «Junkers», то самолет одно время обозначался Junkers 248, но потом вернулись к обозначению фирмы «Messersch-mitt»  Me 263. В серию Me 263 не передавался, а прототип стал трофеем Красной Армии. В СССР доработали крыло прототипа, а в 1946 году провели испытания под обозначением И-270. Развития программа И-270 не получила. Планировалось наладить лицензионное производство Me 163 в Японии под обозначением Mitsubishi Ki-200.