Проект бомбардировщика ЗМ

Дальний бомбардировщик ЗМ спроектирован по нормальной аэродинамической схеме среднеплана со стреловидным крылом и шасси велосипедной схемы. Конструкция планера выполнена главным образом из легких металлических сплавов с использованием стали в наиболее нагруженных местах.В сравнении с самолетом М-4 наибольшие изменения претерпела носовая часть фюзеляжа, в которой вместо кабины штурмана разместили радиолокационный прицел. Отсек РЛС не герметизирован. За передним отсеком расположена герметичная кабина, в которой на двух уровнях размещены шесть из семи членов экипажа.

На верхнем уровне находятся рабочие места командира и его помощника, стрелка-радиста. Внизу расположены места штурмана-бом-бардира, штурмана-навигатора и борттехника. Все члены экипажа размещены на катапультных креслах; катапультирование осуществляется через люки в нижней части фюзеляжа вниз. Средняя часть фюзеляжа образована двумя отсеками, в которых находятся топливные баки, ниши обоих основных опор шасси, обогреваемый герметичный бомбоотсек, топливные баки. Хвостовую часть фюзеляжа занимают топливные баки, отсек трехкупольного тормозного парашюта, спецоборудование. Кормовая гермокабина со стрелково-пушечнои установкой выполнена в виде отдельной части фюзеляжа.Кессон крыла конструктивно выполнен как единое целое со средней частью фюзеляжа. Технологически крыло разделено на пять секций: центральную, две корневые и две консоли; консоли выполнены отъемными. Механизация крыла состоит из выдвижных закрылков и посадочных щитков на корневых частях крыла, выдвижных закрылков и элеронов на консолях. Оба элерона оборудованы триммерами.


Все рули оборудованы триммерами. Предусмотрена подвеска двух внешних топливных баков, которые в строевых частях никогда не использовались.Шасси: велосипедной схемы. Основные передняя и задняя четырехколесные основные опоры убираются в фюзеляж. За счет применения специального механизма тележка передней опоры шасси в процессе взлета поворачивается, увеличивая угол атаки крыла на 3°. Поддерживающие одноколесные опоры на концах крыла обеспечивают поперечную устойчивость самолета при рулении; поддерживающие опоры убираются в каплеобразные гондолы на законцовках крыла.


 Двигатели размещены попарно в корневых частях крыла за вторым лонжероном. Для снижения воздействия струи газов от двигателей на планер двигатели развернуты на 4° в стороны от продольной оси самолета и отклонены на 4,45° вниз. Воздухозаборники двигателей индивидуальные, овального сечения.Предусмотрена возможность подвески между гондолами двигателей двух дополнительных сбрасываемых топливных баков емкостью по 6500 л; в строевых частях ПТБ не использовались.В состав радиооборудования входят радиостанции различного назначения и радионавигационные системы ближней и дальней навигации, запросчик и ответчик системы госопознавания.Бомбардировщик оборудован всеми необходимыми общесамолетными системами, включая электросистему, систему жизнеобеспечения и систему пожаротушения.Вооружение: размещает ся в бомбоотсеке; «главным калибром» самолета являются термоядерные и атомные бомбы разного типа. Кроме того, самолет может нести обычные бомбы калибром до 9000 кг, осветительные бомбы, морские мины и торпеды. Максимальная масса бомбовой нагрузки 18000 кг. Оборонительное стрелково-пушечное вооружение состоит из трех пушечных башен с двумя 23-мм пушками АМ-23 каждая и кормовой стрелковой установки из двух 23-мм пушек АМ-23.