Пополнению парка гражданской авиации России



Положительной тенденцией  стало «омоложение» поступающих из-за границы лайнеров: почти треть прибывших в Россию «иномарок» (38 самолетов) пришла в авиакомпании непосредственно с заводов-изготовителей (годом раньше таковых было всего семь, или 9%). Одновременно с 13% до 5% снизилась доля импортированных самолетов старше 15 лет. Наибольшим спросом, как и раньше, продолжали пользоваться воздушные суда 7-12-летнего возраста. Новые «иномарки» в 2011 г. продолжил закупать «Аэрофлот», чья «монополия» в этом впервые в минувшем году была нарушена авиакомпаниями «ЮТэйр», «Трансаэро», «Глобус» (входит в группу S7 Group) и «Таймыр» (Nordstar). Всего же за прошедший год в страну прибыло 124 зарубежных самолета - это абсолютный рекорд за всю историю отечественной гражданской авиации (в 2009 г. - 111, в 2010 г. - 76). Больше всего воздушных судов за границей приобрели «ЮТэйр» (32), «Трансаэро» (19) и «Аэрофлот»

Тройка лидеров


Почти половина псех эксплуатируемых в России зарубежных воздушных судов  259 (47%) - к началу этого года была сосредоточена у трех крупнейших авиакомпаний страны, причем две из них, «Трансаэро» и «ЮТэйр», за счет массированного. пополнения парка, значительно сократили свой отрыв от традиционного лидера - «Аэрофлота». Но и национальный перевозчик свои позиции сдавать не намерен, получив в течение 2011 г. с завода компаний Airbus еще 12 новых лайнеров и доведя общее количество «иномарок» в своем парке до 102 (всего к началу этого года «Аэрофлот» располагал 112 самолетами, из которых отечественных - только шесть Ил-96-300 и четыре S5J100). Пополнение «Аэрофлота» включало восемь среднемагистральных АЗ20 (VQ-B1R, BIT, BIU, BIV ВЩ BKS, В КТ, BKU) и четыре дальнсмаги-стральных А330-300 (VQ-BNS, BQX, BQY. BQZ). Один из десяти имевшихся Boeing 767-300ER при этом был возвращен лизингодателю.

На вторую строчку в рейтинге эксплуатантов «иномарок» в 2011 г. поднялась авиакомпания «ЮТэйр», сумевшая потеснить е этой позиции «Трансаэро». Парк ханты-маней некого перевозч и ка попод -пился сразу 36 самолетами зарубежного производства, 32 из которых прибыли из-за границы , а четыре перешли «по наследству» от прекратившей свою операционную деятельность авиакомпании «Москва» — речь про четверку девятилетних Boeing 737-800 (VQ-B.TG, BJI-I, BJI, BJJ). Еще четыре аналогичных лайнера (VQ-BQR BQQ, BQR, BQS) «ЮТэйр» получила с завода Boeing новыми. К 16 имевшимся самолетам более ранней модели 737-500 добавилось еще восемь (VQ-BJL, BJV1, BJN, BJP. BJS, BJT, BJL. BJV) выпуска 1997—1998 гг., а к двум летающим на чартерных маршрутах, пол флагом «ЮТэйр» Boeing 757-200, приобретенным туристической компанией «Анскс Тур», — еще два (VQ-BKB, BKF) выпуска 1993-1994 гг.

В сегменте региональной авиации «ЮТэйр» в 2011 г. получила четыре заключительных из 15 заказанных CRJ-200 (VQ-BGH, BGI, BGM, BGP) - машинам на момент поставки было по 14—15 лет. Ну а главным событием в этой области стал объявленный в апреле прошлого года контракт на закупку 20 новых турбовинтовых ATR-72-500 (официальное наименование по сертификату типа - ATR-72-212A). С мая по декабрь в Ханты-Мансийск с завода ATR в Тулузе прибыли первые 14 из них (VQ-BLC, BLD, BLE, BLF, BLG, BLH, BLI, BLJ, BLK, BLL, BLM, BLN, ВМА, ВМВ). Одновременно три из 12 имевшихся у «ЕОТэйр» ATR-42-300 отправились на Украину, войдя в состав «дочки» перевозчика - «ЮТэйр-Украина» и сменив бермудские регистрации на украинские. В итоге, к началу 2012 г. «ЮТэйр» располагала парком из 26 «турбопропов» ATR,
который увеличится в этом году до 32 машин (а с учетом украинской «дочки» -до 37), став самым крупным в Европе,

Всего же за минувший год количество «иномарок» во флоте авиакомпании «ЮТэйр» увеличилось почти вдвое -с 46 до 86, доведя их долю в парке до 82%. Несмотря на столь масштабное пополнение парка, перевозчик пока не намерен отказываться от эксплуатации более десятка отечественных Tv-154M, а свыше полусотни Ту-134, Ан-24 и Ан-26 выведены в состав дочерних компаний «ЮТэйр-Экспресс» и «ЮТэйр-Карго».Обладатель второй строчки в прошлогоднем рейтинге эксплуатантов «иномарок», авиакомпания «Трансаэро», по итогам 2011 г. опустилась на третью позицию, продолжив при этом массированные закупки за рубежом. Впервые за свою 20-летнюю историю компания получила новые самолеты зарубежного производства  пару Boeing 737-800 (VQ-UNJ, UN К). Остальные 17 «боингов» поступили перевозчику со вторичного рынка. В их числе по паре 13-летних Boeing 737-300 и 737-500 (EI-DOH, ERR UNG, UNH) и один четырехлетний 737-800 (EI-RUB); восемь Boeing 737-400 (El-XLD, XLF, XLG, XLH. XLI. XLK, XLL. XLM) выпуска 1998-2000 гг., один 12-летний Boeing 767-300ER (EI-UNE) и три Boeing 777: девятый - модификации 777-200 (EI-UNY, 1995 г.) и два первых - модификации 777-300 (Ei-UNL, UNN) выпуска 1998-1999 гг. Любопытно, что приобретаемые «Трансаэро» самолеты Boeing 111 комплектуются разными типами силовых установок. Так. два лайнера модели 777-200 оснащаются двигателями PW4077 тягой 35 г, а самолеты модели 777-200ER - либо PW4090 тягой 41 т (три машины, полученные в 2008-2010 гг.). либо Rolls Rovcc Trent 884 тягой 38 т (четыре машины 2010 г. поставки), а недавние 777-300 - двигателями Trent 892 тягой почти 42 т.

Стоит отдельно отметить названный выше Boeing 737-500 (EI-UNH)  это первый для «Трансаэро» самолет со специальной VIР-компоновкой салона, предназначенный для перевозки 56 пассажиров и имеюший необычную для компании окраску с символикой фирменного класса «Империал» . По итогам года «Трансаэро» увеличила свой парк с 60 до 74 самолетов (из которых только три - отечественные Ту-214), сохранив за собой статус крупнейшего российского экспл уата! п'а m и рок оф юзел я ж -пых «боингов»: к началу этого года у нее имелось уже 19 Boeing 747, 13 Boeing 767 и 11 Boeing 777. По мере поступления более «свежих» лайнеров «Трансаэро» выводит из состава парка ранние модели. Так. в течение прошлого года была прекращена эксплуатация четырех последних Boeing 747-200. скоро за ними последуют и четыре остающихся Boeing 747-300.


От десяти и выше


В следующую группу авиакомпаний, используюших для пассажирских и транспортных перевозок воздушные суда зарубежного производства, мы условно включили те из них, в чьем парке имеется 01 десяти до полусотни «иномарок». На долю 15 этих перевозчиков приходится чуть более 40% всех ВС иностранного происхождения в России (231 машина).Четвертое место по их числу в обшем зачете сохранила за собой авиакомпания «Сибирь» (S7 Airlines), подошедшая к 2012 г. с парком из 32 самолстоп (ВС отечественного производства у нее уже несколько лет нет). В минувшем году флот «Сибири» пополнился только одним лайнером - семилетним АЗ 19 (VQ-BQW), уже 20-м у этого перевозчика (кроме того, компания эксплуатирует еше девять А320). К концу гола «Сибирь» планировала вернуть лизингодателю последний свой (и в целом в фажданской авиации России) АЗ 10, но пока этот лайнер еще продолжает полеты на маршрутах S7 Airlines.

Одним из важнейших для группы компаний S7 Group событием прошлого года стало приобретение для дочерней компании группы - «Глобуса» - двух новых самолетов Boeing 737-800 (VQ-BKV. BKW). Как и другие «восьмисотки» S7 Group, они не имеют отличительной символики «Глобуса» и поэтому зачастую ошибочно причисляются к флоту S7 Airlines. Примечательно, что второй из них получил специальную окраску с символикой альянса oneworld, в который S7 вступила в 2010 г. К началу этого года в парке «Глобуса» имелось десять «боингов»  четыре 737-400 и шесть 737-800.Пятую позицию в обшем рейтинге операторов «иномарок» сохранила за собой акционировавшаяся в начале прошлого года и лишившаяся в связи с этим приставки «ГГК» авиакомпания «Россия». Но флот ее в 2011 г. не пополнялся и по-прежнему состоит из 23 «иномарок» и шести отечественных Ан-148. На две ступеньки вверх поднялись «Уральские авиалинии», получившие в 2011 г. один девятилетний А320 (VQ-BLO) и шесть А321 (VQ-BKG, BKJ, ВОВ, ВОС, В OF, BOZ) выпуска 1998-2003 гг. Уральцы закончили год. имея уже 22 «эрбаса», составляющих после вывода из эксплуатации осенью последних Ту-154М все 100% парка компании.

Седьмое место - у «Оренбургских авиалиний» (Orcnair), получивших в 2011 г. три 11—12-летних Boeing 737-800 (VQ-BLW, BLX. BN К) и первый для компании Boeing 777-200ER (VQ-BNU) 1999 г. выпуска. С его вводом в эксплуатацию «Оренбургские авиалинии» стали вторым российским оператором легендарных «трех семерок». Как и часть «777-х» авиакомпании «Трансаэро», новинка Orcnair оснащается одними т самых мошных на сегодня в мире двигателей типа PW409Q (взлетная тяга около 41 т). «Иномарки» сегодня составляют примерно три четверти парка оренбургского перевозчика  кроме них. на его линиях летает по одному Ту-154М и Ту-204-100. имеется также несколько Ту-134 и три Ту-154Б2 (на хранении).
Стремительный рывок вперед сделала авиакомпания «Руслайн»: к девяти имевшимся «регионалам» CRJ-100 и CRJ-200 она добавила сшс семь (VQ-BBW, BEV. BNA, BNB, BNE, BNL. BOV), выпушенные от 10 до 15 лет назад. Кроме того, в августе «Руслайн» заключил договор лизинга на четыре турбовинтовых самолета ЕМ В-120 (VQ-BBX. В BY. ВСВ, BCL), ранее эксплуатировавшихся прекратившей операпионную деятельность компанией «Регион-Авиа» и затем проданных екатеринбургскому аэропорту Кольиово. В итоге, к 2012 г. компания имела в своем парке уже 18 самолетов (все «иномарки»), что подняло ее с 17-й строчки рейтинга сразу на восьмую.

Так же существенно усилили свои парки в 2011 г. авиакомпании «Таймыр» (летает под брендом WordStar) и «Ямал», что подняло их с 23-й и 25-й позиций на 11-ю и 12-ю соответственно. «Таймыр» в дополнение к пяти имевшимся Boeing 737-800 получил еще четыре (VQ-BAU. BKR, BQT. BNG) - три семилетних и один двухлетний. Кроме того, в мае 20И г. на базу авиакомпании «Таймыр» r Красноярске (аэропорт Емельяново) с завода ATR из Тулузы прибыли четыре 46-местных турбовинтовых ATR-42-500 (VQ-BKN. В КО, ВКР, BKQ). Все машины - выпуска 2011 г. Отечественных самолетов в парке «Таймыра», состоящего к началу этого года из 13 машин, нет.

«Ямал», в свою очередь, получил в течение года свой шестой Boeing 737-500 (VQ-BNM) и два Boeing 737-400 (VQ-B11, BIK) выпуска 1997—1998 гг.. а также освоил эксплуатацию новых для себя типов самолетов - А320 и CRJ-200. Первый А320 «Ямала» (VQ-BNR) выпушен в 1999 г. В ноябре-декабре компания получила трк 10-летних «регионала» CRJ-200LR (VQ-BPB, ВРС, BPD). В итоге, к началу этого гола парк «Ямала» стал состоять наполовину из «иномарок».По четыре самолета получили в минувшем году «Северный Ветер» (Nordwind Airlines) и «Якутия», улучшившие свои позиции и занявшие 10-ю и 14-ю строчки рейтинга. Выполняющий рейсы в интересах туроператора «Пегас-Туристик» чартерный перевозчик Nordwind в 2011 г. начал эксплуатацию своего седьмого Boeing 757-200 (VQ-BKM) выпуска 1993 г. и еще двух Boeing 767-200 (VQ-BMQ, BMU) выпуска 1995— 1996 гг., а перед самым Новым годом получил свой первый АЗ21 (VQ-BOE) 11-летнего возраста. К началу 2012 г. парк компании включал уже 14 самолетов (13 «боингов» и один «эрбас»). «Якутия» же добавила к двум имевшимся Boeing 737-700/800 еше три: два - модели 737-700 (VQ-BLS, BLT) и один - модели 737-800 (VQ-BMP), выпушенные 10-11 лет назад. Кроме того, пять пассажирских Boeing 757-200 были дополнены первым в России «грузовиком» Boeing 757-200F (VQ-BOX) выпуска 1990 г. В результате, к началу этого года доля «иномарок» в парке «Якутии» превысила треть (11 машин).

Отдельно нужно сказать об авиакомпании «Кубань» («Авиалинии Кубани»), поглотившей в прошлом году первого российского лоукостера Sky Express. Незадолго до прекращения операционной деятельности «Небесный экспресс» получил свои первые «эрбасы» - три ссмилстних АЗ 19 (VQ-BLY, BMN, ВМО), которые уже осенью перешли в парк объединенной «Кубани». Одновременно ей были переданы четыре из семи имевшихся у Sky Express на начато года «боингов» - пара 737-300 (VP-ВОТ. BOU) и пара 737-500 (VP-BFK, ВНА), а остальные покинули Россию и вернулись к лизингодателям. В итоге «Кубань», имевшая на начало 2011 г. всего три Boeing 737-300, фактически не импортировав за год из-за границы ни одного самолета, закончила его уж с десятью «иномарками» (вторую половину ее парка пока еше составляют отечественные Як-42). Примечательно, что кубанские машины летают в разной окраске: первые три «боинга» компании  в яркой .ливрее «Кубани» с подсолнухами, четыре бывших «скайэкспрессовских» сохранили окраску лоукостера, а «эрбасы» вовсе так и остаются белыми, без всяких опознавательных знаков.Остальные компании, эксплуатирующие не менее десяти «иномарок», новых самолетов в прошлом году не получат и. Среди них «Нордавиа» и «Донавиа» (15 и 10 Boeing 737 соответственно), грузовая AirBridgeCargo (11 Boeing 747F) и «Владивосток Авиа» (семь А320 и три А330).


Новички и ветераны


Оставшиеся 60 воздушных судов иностранного производства (11% от общего количества) к началу этого года эксплуатировались 12 авиакомпаниями, имевшими от трех до восьми таких самолетов каждая. Часть этих перевозчиков, например «Сахатинские авиатрассы» и «ВИМ-Авиа», уже имели многолетний опыт использование такой техники, другие же, напротив, получили ее только в прошлом году. Гак, первые свои «иномарки» для региональных пассажирских перевозок приобрели в 2011 г. иркутская «ИрАэро» и череповецкая «Северсталь».

«ИрАэро», ранее эксплуатировавшая только турбовинтовые Ан-24 и Ан-26, приступила к полетам на канадских CRJ-200 в мае 2011 г., получив к началу лета уже четыре такие машины. Три из них (VQ-BIY. BIX. BML) выпуска 2001—2002 гг. прибыли из-за границы, еше одна (VQ-BMK) с 2010 г. использовалась «РусЛайном». Приобрела аналогичные самолеты и «Северсталь», до этого перевозившая пассажиров на Як-40 (правда, в качестве «бизнес-джетов» у нее уже использовались близкие по конструкции канадские машины CL-30G и CL-604). До конца года компания получила гри 11-летних CRJ-200 (RA-67229, 67230, 67231).Два очередных CRJ-200 в прошлом году вывела на линии и «Ак Барс Аэро» (10-лст-ние VQ-BJZ. BLZ), доведя их количество до семи. А авиакомпания «Татарстан» прибавила к своему флоту из пяти Boeing 737 два довольно «свежих» четырехлет них АЗ 19 (VQ-BMM, BNF). В прошлом году было объявлено о фядушей интеграции обоих татарстанских авиаперевозчиков.Ветеран использования «иномарок» в нашей стране, компания «Сахалинские авиатрассы», уже много лет использующая канадские турбовинтовые «регио-налы» DHC-8 ранних модификаций, в прошлом году приобрела вторую машину 300-й серии  DHC-8-300 (RA-67255) выпуска 2002 г. Теперь у CAT четыре «канадца» и гри «боинга».

Чартерный «Ай Флай» увеличил парк из грех Boeing 757-200 еше одним - 12-летним EI-ERF. Кроме того, был приобретен первый для авиакомпании A330-300 (EI-ETI), но в Россию до конца прошлого года он прибыть не успел - его эксплуатацию планируется начать к летнему сезону. Компания «Когалымавиа» («Колавиа»). прекратившая с прошлой осени регулярные полеты на самолетах отечественного производства, сконцентрировалась на чартерных перевозках на «эрбасах». Для этого к двум имевшимся А320. летающим с турецкими регистрациями, добавился один 14-летний А321 (EI-ETH). Находящейся в сложном финансово-экономическом положении «Московии» пришлось весной вернуть лизингодателю два из четырех имевшихся Boeing 737NG. но в декабре ее парк снова возрос до трех машин - его пополнил 10-летний Boeing 737-800 (VQ-BPF).Остальные перевозчики новых машин в прошлом году не пол у чачи. «При своих» остались«ВИМ-Авиа» и аффилированная с ней компания «Башкортостан» (восемь и три Boeing 757-200 соответственно), «Газпромавиа» (три Boeing 737-700) и воронежский «Полет» (восемь турбовинтовых SAAB 340 и 2000).

Несколько отечественных операторов «иномарок» в прошлом году ушли в историю, прекратив свою операционную деятельность. В первую очередь, это популярнейший российский дискаунтер «Авианова» (пять ее А320 покинули нашу страну осенью, вернувшись к лизингодателям). Переставшая летать еше в январе «Москва» (бывший «Атлант-Союз») наиболее современные свои «боинги» модели 737-800 передала компании «ЮТэйр», а более старые (737-300) вернула лизингодателям. Судьба приобретенных в свое время перевозчиком турбовинтовых ЕМВ-120 неясна - вероятно, они пока так и не нашли новых хозяев. А вот прекративший в 2011 г. полеты «Регион-Авиа» продал в августе свои «эмбрасры» екатеринбургскому аэропорту Кольцово, который, в свою очередь, передач их в лизинг «РусЛайну» в рамках запушенной совместной программы региональных авиаперевозок. О судьбе самолетов бывшего «Небесного экспресса» уж говорилось выше: семь из них перешли объединенной авиакомпании «Кубань», остальные «боинги» вернулись лизингодателям.