Надежный истребитель авиации Fairey Firefly


В конце 1943 года в строевые части авиации британских ВМС стали поступать хорошо вооруженные двухместные истребители Fairey Firefly. Несмотря на то, что самолет уступал в скорости одноместному истребителю, он имел хорошую крейсерскую скорость, взлетно-посадочные характеристики и в руках опытного пилота мог дать фору своим одноместным собратьям. января 1940 года на очередпроявились изменения в политике британского Адмиралтейства по вопросу обеспечения палубной авиации новыми истребителями  полученный в ходе начального этапа войны опыт говорил о том, что боевые возможности палубных истребителей можно поднять лишь за счет уменьшения количества «возимого» ими оборудования. Однако большая часть самолетов авиации британского флота на тот момент представляла собой «оморячен-ные» варианты самолетов ВВС.

В итоге создававшиеся под спецификации Министерства авиации N.8/39 и N.9/39 одноместный и двухместный истребители были адаптированы под новую спецификацию  N.5/40F. Первые спецификации  от 1939 года  предусматривали создание двухместного истребителя со стреляющими вперед пулеметами и одним пулеметом  в турели, как Blackburn Roc или Boulton-Paul ном совещании отчетливо Defiant. По первой спецификации в итоге был создан Firefly, а новая спецификация N.9/39 предусматривала создание одноместного варианта этой машины  без турели. Фирма «Fairey» представила на суд заказчика свой проект, который мог быть адаптирован под любую из вышеуказанных спецификаций. Однако затем была принята конечная спецификация N.5/40F  по ней и был создан Firefly. Причем военным машина требовалась через два года, так что процесс испытаний и доработки прототипов пришлось существенно переработать.Для самолета был выбран новый двигатель Rolls-Royce Griffon, разработка которого была начата в декабре 1939 года. Двигатель с самого начала создавался с целью обеспечения максимально возможной мощности при полетах на малых высотах  идеальный выбор для флотского истребителя. Вначале двигатель имел мощность 1735 л.с. на уровне моря, но поздние варианты имели уже мощность более 2100 л. с.

Вначале было намечено собрать около 200 самолетов  два прототипа, 11 предсерийных и 187 серийных машин, но затем пришлось строить четыре прототипа, и еще не менее 15 самолетов привлекались к программе летных испытаний.
Первый комплект чертежей был передан на завод «Fairey» в Хейзе, графство Миддлсекс, в марте 1941 года. После первого заказа на 200 машин Министерство авиационной промышленности заказало еще 100 машин, а в мае 1942 года  еще 300 самолетов. Министерство планировало, что выпуск Firefly до конца 1944 года будет составлять 50 машин в месяц. В годы войны самолеты различных серий получали разные обозначения. Например, 28 апреля фирма «Fairey» получила от министерства информацию, что программа предусматривает постройку 300 самолетов Mk 1,100 машин NF.Mk II и 200 самолетов Мк III, к августу программа содержала уже информацию о постройке 500 машин Mk I,200 NF.Mk II и 100 Mk III, а к октябрю  уже 350 Mk 1,350 NF.Mk II и 100 Mk III.Эскадрильи, в которые должны были поступать новые машины, получили и отдельные номера. Первой стала 1770-я эскадрилья, сформированная 1 октября

1943    года в Йеовилтоне, за ней последовали 1771-я (1 февраля
1944    года, Йеовилтон) и 1772-я эскадрильи (1 мая 1944 года, Бер-ско). А вот еще три эскадрильи, 1773-ю, 1774-ю и 1775-ю, сформировать до окончания войны так и не успели.

Цель  «Тирпиц»

1770-я эскадрилья, размещенная на авианосце «Индефатигебл», первой прошла боевое крещение — в середине июля 1944 года она получила задание атаковать немецкий линкор «Тирпиц», точнее — нейтрализовать зенитки. Задача не из простых, поскольку корабль находился во фьорде, и минимум один самолет был потерян от зенитного огня. Эскадрилья затем передислоцировалась на Цейлон (Шри-Ланка), присоединившись к британскому Тихоокеанскому флоту. 1 и 7 января

1945    года самолеты эскадрильи атаковали занятые японцами нефтеперерабатывающие заводы в Пангкалан Брандане на Суматре.4 января лейтенант Д. Левит сбил Ki-43 Hayabusa  первая воздушная победа на Firefly, еще один японский самолет был сбит совместно летчиками Стоттом и Реддингом. 24 января по время удара по заводам в Палембанге истребители 1770-й эскадрильи записали на свой счет еще два японских истребителя, а 29 января британские истребители этой эскадрильи сбили еще три Ki-43.Затем истребители были перебазированы на острова Адмиралтейства, где вошли в состав 57-й оперативной группы, получившей задачу нанести удар по японским аэродромам на островах Мияко.

В рамках одного из заданий четыре истребителя 1770-й эскадрильи сопровождали летающую лодку Martin Mariner, в задачу которой входило спасение летчиков самолетов, сбитых около островов Сакисима в архипелаге Рюкю. Обнаружив пять пикирующих бомбардировщиков Mitsubishi Ki-51 «Edna», следующих курсом на Окинаву, летчики атаковали их и сбили четыре машины, подбив пятый. В следующем году 1770-я эскадрилья была расформирована.1771-я эскадрилья, приписанная к авианосцу «Имплакабл», принимала участие в авианалетах на объекты на Каролинских островах  ее истребители стали первыми самолетами авиации британских ВМС, вошедшими в воздушное пространство японской метрополии. В июле к ней присоединилась 1772-я эскадрилья, сменившая 1770-ю эскадрилью на борту авианосца «Индефатигебл». Ближе к окончанию войны 1772-я эскадрилья получила задание выявлять лагеря военнопленных и сбрасывать туда посылки Красного Креста.


Ночные истребители Firefly


Ночной истребительный вариант Firefly рассматривался еще в самом начале программы, однако создание ночного истребителя NF.Mk II (внизу) обернулось провалом. Размещение дополнительного оборудования (РЛС Al Mk X) в контейнере под каждой консолью крыла привело к смещению центра тяжести машины, дополнительное оборудование пришлось разместить в кабине наблюдателя, а намерение врезать 38-сантиметровый отсек перед противопожарной перегородкой только усугубило ситуацию. Mk II испытывал многочисленные проблемы, поэтому первичный план построить 100 ночных истребителей Firefly был пересмотрен.

После испытаний самолета на борту авианосца «Реведжер», когда опытная машина разбилась, стало ясно  самолет совершенно не подходит на роль ночного истребителя корабельного базирования. Разработка NF.Mk II была закрыта в июне 1944 года, а под задачи ночного истребителя доработали FR.Mk I. Заказ на 328 самолетов Mk II был сокращен до 37 машин, часть из них позже переоборудовали в NF.Mk I (справа). Главной особенностью стала замена на самолетах морской авиации РЛС типа Al МкХ на американскую РЛС типа AN/APS-4, получившую в авиации британских ВМС обозначение ASH (Air-to-Surface Н). Новая РЛС весила лишь 91 кг, что позволило разместить ее в небольшом контейнере внизу носовой части машины. Вскоре на стапелях, наряду с FR.Mk I, стали активно собираться самолеты NF.Mk I.

23 ноября 1942 года в Ли-он-Солент была сформирована 746-я эскадрилья ночная истребительная эскадрилья, вначале летавшая на Fulmar, но в мае 1943 года перевооруженная на NF.Mk I. Самолеты эскадрильи вылетали с авиабазы Колтисхолл на перехват немецких Не 111, запускавших над Ла-Маншем и Северным морем ракеты «Фау-1». Впрочем, за все многочисленные вылеты ни один Не 111 так и не был сбит.Первой эскадрильей авиации британских ВМС, изначально сформированной как ночная истребительная, стала 1790-я, сформированная 1 января 1945    года в Берско. За ней последовали 1791 -я и 1792-я эскадрильи, сформированные в Ли-он-Солент 15 марта и 15 мая, соответственно. Впрочем, 1790-я эскадрилья вошла в состав Тихоокеанского флота слишком поздно, чтобы принять участие в войне.Вскоре 1791 -я эскадрилья была расформирована, но 1792-я эскадрилья привлекалась к испытаниям с целью определения облика будущего ночного истребителя одноместного или двухместного. В итоге был выбран двухместный вариант Firefly, но в итоге было сформировано только одно звено в составе четырех Firefly NF.Mk I, которое получило название «Black Flights» и перебрасывалось из одной эскадрильи в другую.