LOCKHEED MARTIN F-22 RAPTOR



Первым поднялся в воздух 27 августа 1990 года самолет YF-23, созданный фирмами «Northrop» и «McDonnell Douglas». Из-за задержек, связанных с внесением срочных доработок, и проблем с двигателем YF120, первый YF-22 (разработчики «Lockheed», «Boeing» и «General Dynamics»), пилотируемый Дэйвом Фергюсоном, поднялся в воздух лишь 29 сентября с заводского аэродрома в Палмдейле, Калифорния, неподалеку от авиабазы Эдвардс. Первые полеты выявили отказы в системе уборки шасси, но эту проблему удалось быстро решить. Уже 25 октября первый самолет преодолел звуковой барьер. Пять дней спустя, 30 октября, в воздух поднялся второй YF-22 с двигателями Pratt & Whitney YF119, пилотируемый Томом Моргенфилдом. Имея два летных самолета YF-22 и отработав дозаправку в воздухе на раннем этапе испытаний, команда разработчиков двигалась вперед стремительными темпами. В начале ноября, налетав всего 12 часов, YF-22 продемонстрировал крейсерскую сверхзвуковую скорость М=1,58, а на форсаже превзошел двойную скорость звука. К началу декабря оба YF-22 завершили большую часть заданий этого этапа программы испытаний. Но команда, возглавляемая фирмой «Lockheed», продемонстрировала возможности, которые не были оговорены условиями проведения испытаний.
В декабре первый самолет, оснащенный противоштопорным парашютом, начал полеты на больших углах атаки. Управляемость сохранялась на углах атаки до 60°. Между тем второй самолет использовался для демонстрации применения ракетного оружия.

4 декабря летчик-испытатель фирмы «General Dynamics» Джон Бизли осуществил запуск ракеты AIM-9M Sidewinder с инертным снаряжением из бокового отсека над полигоном ВМС Чайна Лейк. А 20 декабря Том Моргенфилд произвел пуск инертной ракеты AIM-120 AMRAAM над полигоном Пойнт Мугу. В обоих случаях самолет был оснащен спойлером, установленным перед отсеком вооружения.Летные испытания этого этапа завершились 28 декабря, за три дня до конечного срока на внесение предложений по производственнотехническому обеспечению программы. Во время этого этапа два YF-22 выполнили 74 полета.

ATF  решение принято

В апреле 1991 года группа «Lockheed»/ «Boeing»/«General Dynamics» была объявлена победителем, а двигатель фирмы «Pratt & Whitney» был выбран в качестве силовой установки для ATF. На это решение повлиял ряд факторов. В воздухе оба конкурирующих самолета неплохо показали себя  YF-22 превосходил YF-23 по маневренности, но уступал ему по скорости.

Основной упор при выборе победителя делался на большую привлекательность технического предложения и уверенности заказчика в возможности их выполнения производителем. Само-леты-демонстраторы «Lockheed» выглядели более предпочтительно с точки зрения возможностей производственного предложения, а в ходе летных испытаний продемонстрировали свои качества гораздо активнее, чем конкуренты. Самолеты YF-22 имели усовершенствованную кабину, а их БРЭО было более совершенным. В то же время фирма «McDonnell Douglas» была на плохом счету у Пентагона после провала программы А-12, а «Northrop» испытывала трудности с созданием ракеты TSSAM. Выбор двигателя был обусловлен большей доведенностью F119 по сравнению со своим соперником. Хотя установленный на YF-22 двигатель YF120 был мощнее, и первый самолет был быстрее второго, компания «Pratt & Whitney» сумела убедить военных, что тягу F119 можно легко довести до уровня YF120 при минимальном техническом риске.

Контракт получен

Формальный контракт на доводку и производство, выданный в августе 1991 года, первоначально предусматривал постройку 11 прототипов, первый из которых должен был взлететь в августе 1995 года.
Предусматривалась постройка двух двухместных F-22B, но в июле

1996    года от этого варианта отказались, исключив его из контракта. Планируемые сроки принятия самолетов на вооружение несколько раз сдвигались, а число заказанных машин было сокращено с первоначальных 648 до 442 в 1993 году, а затем до 339 машин в середине


1997    года. После начала полетов предсерийных F-22 это число опять подверглось сокращению. Между тем продолжалось использование двух YF-22 Dem/Val. Первый самолет с двигателями YF120 больше не летал, но применялся для апробации различных технических решений. Второй самолет с двигателями «Pratt & Whitney» использовался в рамках летной части

программы и снова поднялся в воздух в октябре 1991 года. Но его летная карьера была недолгой и завершилась в апреле 1992 года, когда в 39 полете он потерпел аварию на ВПП авиабазы Эдвардс. После серии «козлов» самолет проскользил на брюхе около 2440 м. Несмотря на возникший пожар, пилот остался невредим, а самолет позднее восстановили для демонстрации в музее ВВС США.