Летающие лодки Туполева

Самой первой летающей лодкой Туполева стал в начале 20-х годов прошлого века цельнометаллический свободнонесущий моноплан, разведчик и бомбардировщик-торпедоносец МРТ-1. Первоначально существовало три варианта мотоустановок для него. В итоге остановились на трёх моторах BMW VI по 600 л.с. на фермах над центропланом. Однако этот проект так никогда в металле не строился. Постоянно изменяемые требования заказчика мешали этому, и в 1928 г. МРТ-1 выбросили из штанов опытного строительства. Второй проект Туполева  морской тяжёлый бомбардировщик-торпедоносец АНТ-11 (МТБТ) с двумя торпедами по 1200 кг и двумя бомбами по 1000 кг, тоже так и остался на бумаге.

В 1925 г. А.Н.Туполев начал проектировать новую двухмоторную летающую лодку АНТ-8 (дальний морской разведчик МДР-2). В отличие от других советских конструкторов, для её создания он собирался использовать новый металл  кольчугалюминий (дюраль). При этом были изучены закупленные за границей летающие лодки Дорнье «Валь» с гладкой несущей обшивкой из алюминиевых сплавов. С 1926 по 1929 г. в СССР были поставлены 22 такие лодки. Ими укомплектовали 60-ю и 63-ю эскадрильи ВВС РККА в Севастополе, главной задачей которых была аэроразведка. На Северном флоте и на Дальнем Востоке эти машины эксплуатировались до конца 1941 г.

Летающая лодка АНТ-8 (МРД-2) представляла собой высокоплан со свободнонесущим крылом и двумя поплавками, обеспечивавшими поперечную остойчивость. Фюзеляж  двухреданная сильнокилеватая лодка с пятью герметичными отсеками. Обшивка была из кальчугалюминия. Крыло трапециевидное с гофрированной обшивкой. На лодку ставили два мотора BMW VI по 500 л.с. с толкающими винтами на стойках над крылом. Горючее размещалось в десяти крыльевых баках (общая ёмкость  1698 л.). Экипаж состоял из пяти человек: переднего стрелка, командира (он такжебомбардир, радист и фотограф), двух пилотов и заднего стрелка.Взлётная масса самолёта  6920 кг. Скорость максимальная  203 км/ч. Потолок  3350 м. Дальность  1062 км. Продолжительность полёта  5 ч. Из-за больших объёмов работ КБ Туполева по «сухопутным» самолётам, строительство опытной летающей лодки АНТ-8 затянулось. Она была построена только в конце 1930 г., а её испытания начались в январе 1931 г. в Севастополе. После нескольких рулёжек лётчик С.Т.Рыбальчук поднял машину в воздух. Вслед за заводскими испытаниями в феврале-марте последовали государственные.

АНТ-8 хорошо показал себя в пилотировании. Его вооружение сочли достаточным. Однако на воде машина вела себя неважно. Большим её недостатком было сваливание на крыло. Это стало следствием недостаточной поперечной остойчивости летающей лодки. В итоге она была отправлена на доработку. Гос-комиссия потребовала увеличить объём поплавков и разнести их по крылу, усилить подкосы стабилизатора для снижения их вибрации в полёте, установить дополнительные бензо- и маслобаки, предусмотреть подвеску двух бомб по 250 кг. После всех этих изменений лётные данные машины несколько снизились  крейсерская скорость упала до 178 км/ч, увеличилась взлётная и посадочная скорость... В итоге комиссия посчитала не целесообразным принимать её а вооружение. Однако опыт создания АНТ-8 очень пригодился для работы над другими летающими лодками. Одной из таких машин стала МДР-4. Она единственная из спроектированных в КБ Туполева была принята на вооружение. Всё началось с самолёта МДР-3 конструкции И.В.Четверикова, переданного на доработку в конструкторский отдел сектора опытного строительства (КОСОС) в ЦАГИ.

Военных в МДР-3 не устраивали малая скорость, низкая скороподъёмность и небольшой практический потолок, хотя имелась неплохая дальность и продолжительность полёта.Вместе с И.И.Погосским АН.Туполев доработал МДР-З.Новый самолёт назвали АНТ-27 (МДР-4). Крыло на него поставили от проверенного ТБ-1. Четыре лицензионных мотора BMW VI (М-17), установленные на МДР-3 тандемно в двух мотогондолах на фермах, заменили на три более мощных тянущих М-34Р мощностью 750/825л.с. Поставили новое хвостовое оперение. Скорость возросла с 210 до 240 км/ч, а высота полёта до4300 м. Но взлётная масса машины увеличилась на 2420 кг. И если раньше для обшивки крыла использовалось полотно, то теперь перешли на дюраль. Для остойчивости гидросамолёта на концах центроплана оставили два поплавка. Экипаж машины в варианте бомбарднровщшга состоял из семи человек. Вооружение МДР-4 состояло из трёх турелей (носовая, кормовая и верхняя) с 7,62-мм пулемётами ШКАС. Возможны были следующие варианты бомбовой нагрузки  2x1000 кг, 4x500 кг, 8x250 кг, 20x100 кг.

В марте 1934 г. начались лётные испытания опытного АНТ-27. Вначале всё шло успешно. Но, в один из дней, на взлёте при выходе из бухты самолёт врезался в волну. Подкосы среднего двигателя сломались и он упал на кабину. Лётчик Иванов и конструктор По-госский погибли.После расследования создали второй опытный экземпляр АНТ-27бис. С мая до осени 1935 г. провели его испытания и запустили в серию. Всего морякам передали 15 таких самолётов с новым названием МТБ-1 (морской торпедоносец-бомбардировщик). Эти машины оборудовались разными моторами  сначала использовали M-34R затем М-34РН, а последний самолёт выпустили с более мощными М-34ФРН. Все летающие лодки получила 124-я морская тяжёлая эскадрилья, базировавшаяся в Севастополе. На 1 января 1938 г. в составе морской авиации числилось 13 машин. К 1939 г. все они были списаны.В 1935-36 гг. шла работа над пассажирским вариантом АНТ-27. Внутри лодки предполагалось устроить салонна 14 пассажиров с круглыми иллюминаторами. Но эту машину так и не построили.