Легкий фронтовой бомбардировщик и торпедоносец Ту-14

Легкий фронтовой бомбардировщик и торпедоносец Ту-14 был создан на базе трехдвигательного Ту-72/73. Самолет лишился третьего ТРД, и его разработка шла параллельно созданию Ил-28. Но ему не удалось даже приблизиться к успеху последнего  после непродолжительной службы в авиации ВМС этот самолет оказался практически забыт.
После завершения Второй мировой войны стало очевидным серьезное отставание СССР в разработке современных реактивных самолетов, и эти работы получили очень высокий приоритет.
Использование захваченных германских реактивных самолетов и изучение британских ТРД позволило советским инженерам быстро ознакомиться с новой техникой и применить полученные знания на практике. Одним из направлений их работы стало создание современных реактивных истребителей, что привело к появлению великолепного МиГ-15, а вторым  разработка реактивных бомбардировщиков.

ОКБ А. Н. Туполева начало создание реактивных бомбардировщиков с Ту-12  варианта поршневого Ту-2 с ТРД. Он рассматривался, в общем-то, в качестве экспериментальной машины, и никаких серьезных планов по запуску его в серию не было.Первой попыткой создать серийную машину можно считать Ту-73  самолет с прямым крылом и стреловидным оперением, оснащенный двумя импортными ТРД Rolls-Royce Nene в гондолах под крылом и ТРД Rolls-Royce Derwent в хвостовой части фюзеляжа, воздухозаборник которого размещался перед форкилем. Он имел дистанционно управляемую стрелковую установку с двумя 23-мм пушками НР-23 позади фюзеляжа и аналогичные пушки под носовой кабиной. Первый полет Ту-73 состоялся в 1947 году. Также был построен прототип Ту-78, отличавшийся от предшественника в основном использованием отечественных копий британских ТРД  РД-45Ф под крылом и РД-500 в фюзеляже. По результатам испытаний этим самолетом, созданным по тому же техническому заданию на реактив ные бомбардировщики первого поколения, что и Ил-28, удалось заинтересовать только авиацию ВМФ СССР.

Больше, но не лучше

Выбрав схему более крупного самолета, чем ОКБ С. В. Ильюшина, Выше: близкий по конфигурации и характеристикам к Ил-28, Ту-14 был наЗм длиннее. Ил-28 был меньше по размерам, несколько быстрее и мог нести больше вооружения.A.    Н.Туполев построил серию прототипов (Ту-72/73) с тремя ТРД (два РД-45 и один РД-500). Но когда появилась возможность создать двухдвигательные варианты (Ту-79/81) с более мощными ТРД  B.    Я. Климова (ВК-1), именно они были выбраны для постройки для авиации ВМФ в виде бомбардировщика Ту-14. Был еще разработан разведчик Ту- 14Р, прототипом для которого стал Ту-89. Разведчик отличался негерметичной центральной частью с парой автоматических поворотных фотокамер, камерой, установленной в бомбо-отсеке, и дополнительной камерой для перспективной фотосъемки в хвостовой части. Дальность полета Ту- 14Р могла быть увеличена за счет использования дополнительных топливных баков.


Бомбардировщик- торпедоносец

Третьим и наиболее важным вариантом стал бомбардировщик-торпедоносец Ту-14Т. Он был оснащен усовершенствованным автопилотом, катапультным креслом штурмана и тормозным парашютом. В НАТО все три варианта получили кодовое обозначение «Bosun» («боцман», отражавшее их принадлежность морской авиации). Партия из примерно 50 самолетов Ту-14Т была поставлена Китаю, хотя морская авиация КНР в конечном итоге выбрала Ил-28Т (в варианте Н-5 с торпедами Yu-2).

В тени Ил-28

После снятия с вооружения в СССР в 1959 году несколько Ту-14 использовались для испытаний, включая отработку прямоточных двигателей. Если Ил-28 выпускался в огромном количестве (около 7000 машин всех модификаций), то Ту-14 практически не оставил следа в истории советской авиации  всего построили порядка 150 самолетов, включая прототипы. Тем не менее, летавшие на них экипажи очень неплохо отзывались об этой машине.