Легкий истребитель МиГ-21


Миг-21 был задуман как легкий и простой истребитель, у которого сложность БРЭО, а также продолжительность полета и огневая мощь были принесены в жертву превосходным летным характеристикам. Серийному выпуску МиГ-21 предшествовала постройка серии опытных машин  как со стреловидным, так и с треугольным крылом. Первым прототипом стал Е-2, поднявшийся в воздух 14 февраля 1955 года. Сорок предсерийных самолетов МиГ-21 Ф получили кодовое обозначение НАТО «Fishbed-В», но первым массовым серийным вариантом стал МиГ-21 Ф-13 (обозначение НАТО  «Fishbed-С»), Первые 114 истребителей МиГ-21Ф-13 имели вертикальное оперение с узкой хордой. Пушечное вооружение сократили с двух до одной 30-мм пушки НР-30 по правому борту, установив под крылом два пилона для ракет класса «возду воздух» К-13 (обозначение НАТО  АА-2 «Atoll») или блоков НАР.

На истребителе МиГ-21 П (обозначение НАТО  «Fishbed-D») отказались от пушек, а фюзеляж был доработан, получив удлиненную носовую часть с увеличенным центральным конусом воздухозаборника для размещения в нем антенны РЛС ЦД-30. Доработали также фонарь кабины и гаргрот, получивший характерное расширение позади кабины, что позволило разместить дополнительный запас топлива. За МиГ-21 П последовал МиГ-21 ПФ, у которого приемник воздушных давлений установили сверху носовой части фюзеляжа, а ТРДФ Р-11Ф-300 с тягой на форсаже 56,29 кН заменили двигателем Р-11Ф2-300 тягой 60,02 кН. Вариант МиГ-21 ПФ получил и новую РЛС РП-21 «Сапфир». На самолетах позднего выпуска ввели киль с увеличенной хордой, в основании которого был установлен контейнер тормозного парашюта, и снова вернулись к пушечному вооружению в виде подфюзеляжного контейнера ГП-9 с двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23. НАТО присвоило этому варианту обозначение «Fishbed-Е». Предназначенный для поставок на экспорт МиГ-21ФЛ отличался ТРДФ Р-11 Ф-300, более простой РЛС и увеличенным запасом топлива. В Индии по лицензии было построено около 200 самолетов этого типа. Последними вариантами первого поколения самолета были МиГ- 21ПФМ и МиГ-21 ПФС, получившие фонарь с неподвижным ветровым козырьком вместо цельного, откидывавшегося вперед фонаря ранних вариантов. На них также ввели систему сдува пограничного слоя, новый тормозной парашют и двигатель Р-11Ф2С-300 тягой 60,57 кН на форсаже. Установка новой РЛС РП-21 М позволяла использовать ракеты РС-2УС (семейство К-5) с полуактивной системой наведения.

Более поздние варианты МиГ-21 получили увеличенный запас топлива, более мощное вооружение и усовершенствованное БРЭО. Они оснащались ТРДФ Р-11Ф2С-300 или Р-13-300, системой сдува пограничного слоя и килем с широкой хордой. Первое время самолеты могли нести только две ракеты класса «воздух—воздух», несмотря на наличие четырех пилонов под крылом. Первым самолетом нового поколения стал разведчик МиГ-21 Р (обозначение НАТО «Fishbed-Н»), созданный на базе МиГ-21 ПФМ с дополнительными топливными баками и пилоном под фюзеляжем, рассчитанным на подвеску различных сменных контейнеров, в основном разведывательного назначения. Истребитель МиГ-21 С, разработанный на базе МиГ-21 Р, был оснащен новой РЛС РП-22 и пушечным контейнером ГП-9 под фюзеляжем. За ним последовал вариант МиГ-21 СМ с двигателем Р-13-300 тягой 63,66 кН на форсаже, пушечным прицелом, оптимизированным для использования при маневрах с большими перегрузками, и встроенной пушкой ГШ-23Л. МиГ-21 М, являвшийся экспортным вариантом МиГ-21 СМ, был оснащен предыдущим проверенным двигателем Р-11Ф2С-300 и строился по лицензии в Индии. МиГ-21 МФ (кодовое обозначение НАТО  «Fishbed-J») являлся развитием варианта МиГ-21 М для советских ВВС с ТРДФ Р-13-300 и РЛС РП-22 и получил возможность нести ракеты класса «воздух—воздух» на всех четырех пилонах под крылом. На варианте МиГ-21 МТ установили более мощный ТРДФ Р-1 ЗФ-ЗОО, но было построено только 15 самолетов. Вариант МиГ-21 СМТ (обозначение НАТО  «Fishbed-К») получил большой накладной топливный бак, но это настолько уменьшило устойчивость машины, что запас горючего пришлось уменьшить на 50%. Большое количество самолетов МиГ-21 Р, МиГ-21 М и МиГ-21 МФ продолжают нести службу, в том числе и в бывших странах Варшавского договора. Многие из программ модернизации МиГ-21, предлагаемых западными фирмами (например, израильской IAI), рассчитаны в основном на эти варианты самолета.

МиГ-21 бис, относящийся к третьему поколению истребителя (иногда отно- сят к четвертому), является самым совершенным вариантом. МиГ-21 бис создавался как многоцелевой истребитель для Фронтовой авиации с расширенными возможностями ведения ближнего воздушного боя, благодаря усовершенствованному БРЭО и способности использовать новые ракеты Р-60(обозначение НАТО АА-8 «Aphid»), а также повышенными ударными возможностями. Но самолет не мог применять ракеты большой дальности, имел не слишком мощную РЛС, недостаточную управляемость на малых скоростях и небольшую продолжительность полета. МиГ-21 бис оснащен усовершенствованной РЛС «Сапфир-21», двигателем Р-25-300 и новым накладным баком, внешне мало отличающимся от использовавшихся на машинах предыдущего поколения, но вмещающий почти столько же топлива, сколько и огромный бак МиГ-21 СМТ. Первым вариантам МиГ-21 бис, поступившим на вооружение в феврале 1972 года, НАТО присвоило кодовое обозначение «Fishbed-L», в то время как самолеты позднего выпуска с улучшенным БРЭО получили обозначение «Fishbed-N». Самолеты этого типа строились по лицензии в Индии с 1980 по 1987 год.