Итальянская стрела - FIAT G.50 FRECCIA


He у каждого самолета название отражает его сущность. Внешний вид G.50 Freccia (стрела) своему названию не соответствует  полный, горбатый, с носом фюзеляжа, похожим на свиной пятачок. Freccia показал себя надежным и очень маневренным самолетом с хорошей управляемостью. Однако эти важные качества не могли затмить крайне серьезные недостатки: низкие максимальную скорость и скороподъемность, слабую огневую мощь. То есть именно те качества, которыми должен был обладать любой истребитель конца 1930-х годов. Возможно, судьба G.50 могла не сложиться, если б не проблемы с управляемостью самолета Macchi С.200 Saetta, которые заставили Министерство авиации искать второй, подстраховочный, истребитель. G.50 Freccia не являлся истребителем мирового уровня, но в годы войны сыграл важную для итальянских ВВС роль. Freccia воевали везде, где сражались итальянские ВВС. Зачастую G.50 противостояли истребители с более высокими летными данными и более мощным вооружением. Этот самолет отличался хорошей устойчивостью при ведении огня и высокой боевой живучестью, неприхотливостью к климатическим условиям. 30 ноября 1939 года, сразу после начала советско-финской войны, между «Ilmavoimat» и «Aeronautica d’ltalia» был подписан контракт на поставку 10 самолетов G.50. Всего же финские ВВС получили 17 истребителей 2-й производственной серии (М.М.4722,4724-4727,4730-4738,4740,4743 и 4750) и девять машин из 3-й серии (М.М.4939 - М.М.4947).


26 февраля группа истребителей G.50, ведомая лейтенантом Пухакка, перехватила над Пихта тройку ДБ-3 и повредила один из бомбардировщиков. В том же районе лейтенант Пухакка заметил Gladiator, который вел бой с двумя И-16. Пухакка вступил в бой и сбил один И-16  это была первая одержанная на G.50 победа. Тремя днями позже группа G.50 во главе с сержантом Аалтоненом перехватила девятку ДБ-3 над Коувала и сбила два бомбардировщика. В период с 26 февраля по 11 марта финские G.50 сбили в воздушных боях не менее 11 советских самолетов, собственные боевые потери составили один истребитель; еще один G.50 разбился при посадке в Холлола 11 марта, летчик  итальянский доброволец сержант Диего Манцочи  погиб. За период с 25 июня 1941 года по 27 июня 1944 года финские Freccia записали на свой счет еще 88 побед. Финские потери в воздушных боях составили всего четыре истребителя: один G.50 сбили зенитки, два разбились из-за неисправной техники, а пять были потеряны в результате летных происшествий.


Карьера G.50 в вооруженных силах Италии завершилась чуть раньше, чем эксплуатацию Freccia прекратили финны. Над Эгейским и Средиземным морями итальянские G.50 применялись ограниченно. Дислоцированная на Родосе 161-я авиагруппа начала перевооружение с CR.42 на G.5012 ноября 1941 года. В июле 1941 года из Албании на Сардинию перебросили 24-ю авиагруппу, а в октябре 1942 года на Сардинию перевели 354-ю эскадрилью 21-й группы, вооруженную G.50. Базировавшиеся на Сардинии G.50 принимали участие в борьбе с конвоями союзников, но их общая численность на Сардинии редко превышала 16-17 самолетов, а к апрелю 1943 года упала до 10 машин. Своего пика (18 машин) численность G.50 на Сицилии достигла в декабре 1942 года, а в марте 1943 года уменьшилась до пяти истребителей.

Последним случаем массового применения Freccia с опознавательными знаками итальянских ВВС стала попытка отражения вторжения союзников на Сицилию 10 июля 1943 года. В Северной Италии самолетами G.50bis вооружили две авиагруппы, вновь сформированные 9 июля,  158-ю (37 самолетов) в Осоппо и 159-ю (30) в Пистойя. Когда 9 сентября 1943 года правительство Италии подписало с союзниками соглашение о перемирии, в итальянских ВВС имелось 48 самолетов G.50 и G.50bis, из которых 17 были исправными. Самолеты распределялись по подразделениям: 158-я группа (Лонате Поццоло, всего 13/7 исправных); 159-я группа (Лонате Поццоло, 6 /1), 160-я группа (Аяччо, Корсика, 1/0); 154-я группа (Марицца, Родес, 13/5); 302-я отдельная эскадрилья (Тирана, Албания, 5/2); 376-я отдельная эскадрилья (Тирана, Албания, 7/3) и 385-я отдельная эскадрилья (Араксос, Греция 3/0). После заключения перемирия ни один Freccia с севера на юг Италии не перелетел, соответственно  ни один такой самолет не поступил на вооружение новых ВВС и не сражался в одном строю с самолетами союзников. Большинство уцелевших машин, унаследованных Итальянской социальной республикой Бенито Муссолини (RSI), списали. В RSI летали три самолета G.50, шесть G.50bis и один двухместный G.50bis/B. Спарка принадлежала авиашколе, дислоцированной в Венарио Реале.



Серийный выпуск Freccia прекратили летом 1942 года. Правительство Италии предоставило Хорватии девять G.50bis и один учебный G.50bis/B из последней собранной в Турине серии, но только пять машин попало в Хорватию; в боевых действиях участия они не принимали. Точное количество построенных самолетов Freccia неизвестно, но, судя по заводским номерам, было выпущено (включая прототипы) 236 G.50,97 G.50bis, пять G.50B и 95 G.50bis/B, построенных компанией CMASA, и 349 истребителей G.50bis постройки «Fiat». Freccia не назвать одним из лучших истребителей мира. Напротив, летные данные самолета были посредственными, а вооружение  не адекватным времени. Тем не менее опытные летчики могли иногда добиваться успеха, используя маневренность и прочность самолета. Freccia вошел в историю не только как первый итальянский цельнометаллический истребитель-моноплан с убираемым шасси, но и как предшественник выдающегося самолета G.55 Centauro, не уступавшего Spitfire и Mustang. Истребители G.50 состояли на вооружении в Хорватии, Финляндии, Италии, Германии, Испании и Югославии.