Истребитель перехватчик МиГ-31



В целях борьбы с новейшими самолетами и крылатыми ракетами вероятного противника в СССР была начата программа создания современного, отличающегося высокими характеристиками истребителя-перехватчика, впоследствии получившего обозначение МиГ-31. Постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 года поручалось вести работы по трем машинам: перспективному все-высотному перехватчику Е-155МП, фронтовому разведчику-бомбардировщику Е-155МРБ и самолету-раз-ведчику Е-155МР.

Полномасштабное проектирование Е-155МП было начато в 1972 году, самолет по компоновке во многом был схож с МиГ-25, но в реальности представлял собой совершенно новую машину. Особенно важные отличия  двухконтурные двигатели Д-ЗОФб с форсажной камерой, прицельно-навигационный комплекс, бортовая РЛС с фазированной антенной решеткой и вооружение нового поколения, новое шасси (имеет необычную конструкцию  переднее колесо на каждой тележке основных опор сдвинуто внутрь от продольной ее оси, а заднее колесо  наружу; носовая опора убирается не вперед по полету, как на МиГ-25, а назад), а также экипаж из двух человек.Передние створки ниш шасси используются в качестве воздушных тормозных щитков. Новое крыло имело три лонжерона, наплывы в корневой части, отклоняемые носки, закрылки и элероны по всему размаху задней его части.

Прототип Е-155МП облетан А. В. Федотовым 16 сентября 1975 года, первый этап летных испытаний завершился в декабре 1978 года, осенью 1980 года официально завершились госиспытания, и в 1981 году МиГ-31 с бортовой РЛС «Заслон» принят на вооружение истребительной авиации ПВО СССР. Основу авиационного комплекса МиГ-31 составила новейшая уникальная РЛС Н007 «Заслон», являвшаяся первой в мире РЛС с фазированной антенной решеткой, установленной на серийном боевом самолете. Антенна с электронным сканированием луча создана в НИИ приборостроения, а разработчиком РЛС стало НПО «Фазотрон». Истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение Постановлением СМ СССР от 6 мая 1981 года, в том же году начат его серийный выпуск на авиазаводе в Горьком (сегодня НАЗ «Сокол», г. Нижний Новгород). Первым МиГ-31 получили 786-й истребительный авиаполк в Прав-динске и Центр боевого применения и подготовки личного состава авиации ПВО в Саваслейке. В процессе эксплуатации самолет постоянно совершенствовался, всего было выпущено около 500 самолетов нескольких модификаций.

На основе базового истребителя-перехватчика МиГ-31 были разработаны следующие модификации:

•    МиГ-31М — глубокая модернизация базового МиГ-31 с новыми РЛС «Заслон-М» и авионикой (включая новые многофункциональные индикаторы), двигателями Д-30Ф6М и вооружением (может нести не четыре, а шесть УР Р-33, плюс УР средней и малой дальности). Конструктивные отличия  корневые наплывы крыла большей площади, увеличенный гаргрот и больший запас топлива, обзор из кабины улучшен, штанга топливоприемника перенесена на правый борт, рули направления увеличенной площади и пр. Первый полет  21 декабря 1985 года, выпущено 7 машин;

•    МиГ-31Б и МиГ-31 БС — «малая модернизация» серийного самолета, преимущественно отличается доработанной системой вооружения и навигации (РЛС «Заслон-A», модернизированные УР Р-ЗЗС, УР средней дальности Р-40ТД и УР ближнего боя Р-60, приемник радиотехнической системы дальней радионавигации А-723 и усовершенствованные средства РЭБ), а также двигателями Д-30Ф6 и наличием уже установленной на заводе системы дозаправки топливом в полете с убираемой Г-образной штангой топли-воприемника. МиГ-31 Б выпускался серийно с 1990 года, а часть ранее выпущенных машин доработана до этого стандарта, но без системы дозаправки  это модификация МиГ-31 БС;

•    МиГ-31Э — экспортный вариант самолета;

•    МиГ-31 БМ — модернизированные строевые МиГ-31 Б с усовершенствованным БРЭО (РЛС модернизирована до уровня РЛС «Заслон-М») и расширенной номенклатурой вооружения классов «воздух—воздух» и «воздух-поверхность». Прототипы проходили испытания с 2005 года, серийные МиГ-31 БМ поставляются в ВВС России с 2008 года;

•    МиГ-31Д — экспериментальная модификация самолета, создававшаяся в рамках работы по авиаци-онно-ракетному комплексу перехвата и способная нести противоспутниковую ракету, позже на ее базе был разработан проект МиГ-31 И «Ишим» для оперативного вывода на орбиту малых космических аппаратов;

•    МиГ-31Ф — проект многоцелевого фронтового истребителя, способного наносить высокоточные удары по наземным целям;

•    МиГ-31 ЛЛ — летающая лаборатория.