Истребитель МиГ-25


МиГ-25 (кодовое обозначение НАТО  «Foxbat») создавался как ответ на американский высотный «трех-маховый» бомбардировщик North American ХВ-70 Valkyrie, который мог представлять серьезную угрозу для советской ПВО того времени. Хотя в 1961 году работы по Valkyrie были остановлены, разработка МиГ-25 продолжалась, так как СССР имел сведения о скором появлении само-лета-разведчика Lockheed А-12 (позднее SR-71), способного летать в три раза быстрее звука. Те части планера МиГ-25, которые могли подвергаться сильнейшему кинетическому нагреву (новая часть и передние части крыла), имели конструкцию из титана. Теоретически, остальные элементы могли быть изготовлены из алюминиевых сплавов, но были сварены из стали, в том числе и из-за отсутствия на тот момент подходящего термоустойчивого герметика для топливных баков. Кроме того, баковая часть фюзеляжа являлась наиболее нагруженной и основной несущей его частью. В конечном итоге, 80% конструкции самолета было выполнено из стали, 11%  из алюминия и 8%  из титана. 76,50% соединений были сварными и лишь 23,50%  клепаными.

ОКБ выбрало для самолета новаторскую схему с тонким крылом большой стреловидности, сложными регулируемыми воздухозаборниками и двухкилевым вертикальным оперением. Передняя кромка крыла имела переменную стреловидность, а топливные баки занимали около 70% объема машины для обеспечения необходимой дальности и продолжительности полета. Для поддержания температурного режима кабины, бортового оборудования и двигателей была разработана передовая система охлаждения. Разработка перехватчика Е-155П была узаконена в феврале 1962 года, и первый из семи прототипов, Е-155П-1, поднялся в воздух 9 сентября 1964 года. Он был оснащен парой ТРДФ Р-15Б-300 тягой по 100,03 кН на форсаже и РЛС «Смерч-А» (обозначение НАТО  «Fox Fire»), не способной обнаруживать цели на фоне земли. Перехватчик нес две ракеты класса «воздух—воздух» Р-40: одну Р-40Р с полуак-тивной радиолокационной ГСН и одну Р-40Т с ИК ГСН. На серийных МиГ-25П («Foxbat-А») уменьшили площадь килей, одновременно отказавшись от использования ПГО и небольших баков на законцовках крыла, а вооружение увеличили с двух до четырех ракет Р-40. Производство началось в 1969 году, но из-за проблем с системой управления и двигателями самолет был принят на вооружение только в 1973 году. Тем не менее, самолет имел серьезные ограничения по времени полета на больших скоростях и времени использования полной тяги двигателей.

Перехватчик МиГ-25ПД («Foxbat-Е»), запущенный в серию в 1978 году, получил новую РЛС РП-25, способную обнаруживать цели на фоне земли, и ИК-систему поиска и сопровождения под носовой частью. Двигатели заменили на более мощные Р-15БД-300, ресурс которых был увеличен со 150 до 10ОО часов. Также самолет получил возможность нести вместительный ПТБ под фюзеляжем. Начиная с 1979 года, оставшиеся МиГ-25П были доработаны до этого стандарта, получив обозначение МиГ-25ПДС. Некоторые самолеты позднего выпуска получили 0,25-м вставку перед кабиной, позволявшую разместить выдвижную заправочную штангу. Обычно вооружение состояло из двух ракет Р-40 и четырех Р-60 (АА-8 «Aphid»). Двухместный учебный МиГ-25ПУ («Foxbat-С») был создан в 1968    году. У него отсутствовали РЛС, вместо которой организовали кабину для инструктора, и возможность применения оружия. МиГ-25П и МиГ-25ПУ поставлялись Алжиру, Ираку, Ливии и Сирии.Хотя МиГ-25 создавался как перехватчик, он имел большой потенциал в качестве разведчика. В результате Е-155Р-1 первый из трех прототипов разведчика  поднялся в воздух 6 марта 1964 года. Первоначально использовавшиеся баки на законцов-ках заменили небольшими противофлаттерными грузами, изменили форму ра-диопрозрачной панели в носовой части, увеличили площадь хвостового оперения и установили двигатели Р-15 БД-300 вместо Р-15Б-300.

Серийный выпуск МиГ-25Р начался в апреле 1969    года. Самолет имел пять окон для камер в носовой части (одной вертикальной и четырех перспективных) и небольшие квадратные антенны, также в носовой части. Обычно самолет нес три камеры  одну вертикальную и три перспективных.МиГ-25Р заменили раз-ведчиком-бомбардировщиком МиГ-25 РБ («Foxbat-В»), выпуск которого продолжался с 1972 по 1980 год. Он получил систему автоматического бомбометания «Пеленг», впервые в СССР инерциальную навигационную систему и допле-ровский измеритель скорости и сноса. Оборудование позволяло самолету производить сброс шести 500-кг бомб с высоты более 20000 м на сверхзвуковой скорости с четырех узлов подвески под крылом и двух под фюзеляжем. В альтернативном варианте самолет мог нести одну ядерную бомбу. Стандартный отсек для камер остался без изменений, но немного доработали станцию радиотехнической разведки СРС-4А. Все оставшиеся советские МиГ-25Р были доработаны до стандарта МиГ-25 РБ. На варианте МиГ-25РБС камеры отсутствовали,уступив место РЛС бокового обзора «Сабля». Самолет выпускался с 1973 по 1977 годы. С 1981 года часть этих самолетов переделали в вариант МиГ-25РБШ, установив более совершенную РЛС «Шомпол». С 1978 года станции разведки СРС-4 стали заменять более совершенными СРС-9 «Ви-раж-1», и доработанные самолеты получили обозначение МиГ-25РБВ. Также был начат серийный выпуск варианта МиГ-25РБТ со станцией радиотехнической разведки «Тангаж».

МиГ-25РБ также стал базой для специализированного самолета радиоэлектронной разведки, получившего станцию детальной радиотехнической разведки «Куб-ЗМ» и кодовое обозначение НАТО «Foxbat-D». У МиГ-25РБК отсутствовали камеры, но имелись многочисленные антенны в носовой части фюзеляжа. Самолет был запущен в серию в 1972 году, и его производство продолжалось до 1980 года. Последним вариантом, появившимся в 1980 году, стал МиГ-25РБФ, у которого станцию разведки «Куб-ЗМ» заменили на более совершенную «Шар-25», установив также новое БРЭО. Самолет получил панорамные камеры. В этот вариант также дорабатывались ранее выпущенные МиГ-25РБК.

Разведывательные МиГ-25 имели специализированный двухместный учебный вариант МиГ-25РУ. Разведывательное оборудование на нем не устанавливалось. Разведчики-бом-бардировщики МиГ-25РБ поставлялись Алжиру, Болгарии, Индии, Ираку, Ливии и Сирии. МиГ-25БМ («Foxbat-F») был специальным самолетом для прорыва ПВО на базе МиГ-25РБ, вооруженным противорадиолокацион-ными ракетами и способный действовать на больших скоростях и высотах.Столь необычный подход был выбран из-за того, что традиционную тактику американских самолетов «Wild Weasel», действовавших намалых высотах, сочли слишком уязвимой. Разработка была начата в 1972 году, и самолет выпускался с 1982 по 1985 год. Основным вооружением МиГ-25БМ были ракеты Х-58 (AS-11 «Kilter») или Х-31, четыре штуки которых он мог нести на пилонах под крылом.