Истребитель МиГ-23


Разработка МиГ-23, предназначенного для замены истребителя МиГ-21, началась в первой половине 1960-х годов. От самолета требовались большие боевая нагрузка, дальность полета и огневая мощь, а также более совершенное бортовое оборудование, способное разгрузить пилота. Было ясно, что новый истребитель будет больше и тяжелее предшественника, но военные настаивали на сохранении прежних требований к длине разбега и пробега. Были изучены два подхода к решению этой проблемы: истребитель «изделие 23-01» с обычным крылом получил в дополнение к своему ТРД два специальных подъемных двигателя, а самолет «изделие 23-11» оснастили крылом изменяемой стреловидности.

Эта машина с ТРД Р-27Ф-300 совершила первый полет 10 апреля 1967 года. Крыло самолета получило мощную механизацию, состоявшуюиз четырехсекционных закрылков, предкрылков и двухсекционных интерцепторов. Самолет получил кодовое обозначение НАТО «Flogger».Самолет «изделие 23-11» был запущен в серию под обозначением МиГ-23С с двигателем Р-27Ф2М-300 тягой 98,06 кН. Из-за неготовности РЛС «Сапфир» истребитель оснастили РЛС РП-22 (обозначение НАТО  «Jay Bird») от МиГ-21 С в укороченном носовом обтекателе. Также самолет получил ИК-системуТП-23. В 1969—1970 годах построили пятьдесят самолетов, после чего переключились на выпуск модификации МиГ-23М («Flogger-В»), Он был оснащен РЛС «Сапфир-23»

(«High Lark»), ракетами Р-23 (АА-7 «Арех») с полуактив-ной системой наведения, а также новыми системой управления огнем и автопилотом. Также на истребитель установили новый двигатель Р-29-300 тягой 122,63 кН с укороченной выхлопной трубой, сдвинули назад горизонтальное оперение и добавили четвертый топливный бак в хвостовой части фюзеляжа. Было применено новое крыло с расширенной передней частью, отчего увеличилась его площадь, и образовался характерный «клык» на передней кромке. Предкрылки ликвидировали, но снова ввели их в 1973 году. Выпускались два экспортных варианта МиГ-23М с упрощенным оборудованием. МиГ-23МС («Flogger-Е») с РЛС РП-22 в укороченном обтекателе не мог использовать ракеты большой дальности. МиГ-23МФ сохранил РЛС «Сапфир» и возможность применения ракет Р-23 (также сохранилось и кодовое обозначение «Flogger-В»). Этот вариант поставлялся союзникам СССР по Варшавскому договору, а позднее в Анголу, Индию, Ирак, Ливию и Сирию.

Как и большинство советских истребителей, МиГ-23 постоянно подвергался усовершенствованиям и доработкам, в результате чего появился ряд новых вариантов. МиГ-23МЛ («Flogger-G») отличался улучшенной управляемостью, особенно на больших углах атаки, и имел расширенные ограничения по перегрузкам. Его планер был облегчен, четвертый топливный бак и форкиль ликвидировали. Самолет получил более мощный двигатель Р-35-300 и трехсекционные предкрылки повышенной прочности. Кроме того, на истребитель установили усовершенствованную облегченную РЛС «Сапфир-23Л», более совершенные аппаратуру РЭП и ИК-систему. МиГ-23Л поставлялся и на экспорт, в такие страны, как ГДР, Северная Корея, Сирия и Чехословакия. Очень похожий перехватчик МиГ-23П получил новую цифровую ЭВМ, позволявшую автоматически наводить самолет на цель с земли, оставив на долю пилота только включение форсажа и применение оружия.

МиГ-23МЛ также стал базой для доработанного МиГ-23МЛД («Flogger-К»), получившего генераторы вихрей на ПВД и «клыки» на рудиментарных корневых наплывах крыла, улучшавшие маневренность и управляемость на больших углах атаки. Также были установлены новые автоматические предкрылки, повышавшие маневренность на всех режимах полета. Сверху в хвостовой части фюзеляжа могли устанавливаться большие блоки автоматов сброса ловушек, связанные с новой системой предупреждения об облучении. Позднее подвижные части крыла оснастили поворотными пилонами, остававшимися параллельными набегающему потоку при любом угле стреловидности.

Разработка двухместного учебного варианта официально началась в мае 1968 года. Прототип МиГ-23УБ («Flogger-С») совершил первый полет в мае1969    года. Не оснащавшийся РЛС «Сапфир», МиГ-23УБ, тем не менее, использовался как для подготовки пилотов, так и для тренировок с оружием  контейнер с системой наведения и подсветки для ракет Р-23 был установлен в коническом обтекателе в корневой части правого крыла. Все операторы МиГ-23 использовали и МиГ-23УБ, эта машина, выпуск которой завершился в Иркутске в 1978 году, также служила во многих подразделениях советских ВВС, вооруженных МиГ-29 и Су-27.

В 1969 году ОКБ приступило к разработке «реактивного штурмовика» для Фронтовой авиации  недорогой ударной машины, базой для которой в конечном итоге стал МиГ-23С. Благодаря прочной конструкции планера и шасси, а также крылу изменяемой стреловидности самолет мог эксплуатироваться с малоподготовленных ВПП. Базовый МиГ-23Б был создан на основе планера МиГ-23С. Он оснащался новой, отклоненной вниз носовой частью, улучшавшей обзор пилоту вперед-вниз, и двигателем АЛ-21 Ф-300 тягой 112,78 кН в укороченной хвостовой части, но со сдвинутым назад горизонтальным оперением, как у МиГ-23М. Машина поначалу имела крыло без предкрылков, которое позднее заменили на новое, уже оснащенное ими. Вместо РЛС на самолете установили прицельно-навигацион-ный комплекс (ПрНК) «Сокол 23С», по бортам кабины появились накладные бронеплиты, а систему наведения ракет и ТВ-камеру разместили в обтекателях в корневой части крыла по правому и левому борту, соответственно. Позднее камера была снята с большинства самолетов.

Первый прототип поднялся в воздух 20 августа1970    года. Было построено 24 самолета МиГ-23Б, после чего переключились на выпуск усовершенствованного варианта. МиГ-23БН, который должен был стать первой серийной модификацией, но задержался из-за доводки оборудования и проблем с двигателем, был оснащен модернизированным ПрНК «Сокол 23Н», немного дефор-сированным двигателем Р-29Б-300 и обтекателями на передней кромке неподвижной части крыла, которые обычно ассоциируются с управляемой ракетой Х-23 (AS-7 «Kerry»). МиГ-23Б и МиГ-23БН получили в НАТО общее кодовое обозначение «Flogger-F».