История успеха Piper


Семейство Piper РА-28  самые продаваемые самолеты своей эпохи. Самолет выпускался во множестве вариантов и был фаворитом среди частных авиавладельцев почти 40 лет. После окончания Второй мировой войны авиация общего назначения переживала ренессанс, особенно  в США. Компания «Piper Aircraft Corporation», выпускавшая популярные самолеты семейства Piper Cub, в области легкомоторной авиации достигла большого успеха благодаря РА-22 Tri Pacer.
К середине 1950-х годов в проектировании легких самолетов был накоплен опыт, который, наряду с появившимися технологиями, позволил сделать качественный рывок,  появились доступные по цене широкому кругу заказчиков цельнометаллические легкие самолеты.
После изучения возможности по приобретению прав на уже существующие проекты самолетов, таких как Erco Ercoupe или Thorp Т-11 Sky Scooter, руководство компании в 1957 году приняло решение самостоятельно спроектировать самолет  в конструкторскую группу включили инженеров, участвовавших в создании двух вышеуказанных моделей.

10 января 1960 года на заводе компании в Веро-Бич, штат Флорида, был облетан первый экспериментальный самолет, который позже получил обозначение РА-28. Он представлял собой четырехместный легкомоторный самолет достаточно простой конструкции с низкорасположенным крылом и неубирающимся трехопорным шасси. Конструкторам удалось снизить количество комплектующих до 1200 (у Tri-Pacer 1600 комплектующих, а у РА-24 Comanche 2500), поэтому стоимость самолета оказалась небольшой. На РА-28 впервые были широко использованы композиты в некритических элементах конструкции, таких как законцовки крыла, элементы хвостового оперения и пр. Первый реальный прототип РА-28, оснащенный двигателем Lycoming 0-320-D2A мощностью 160 л. с., был облетан весной 1960 года, а в октябре того же года новая машина, названная Cherokee, была сертифицирована. С февраля 1961 года начались поставки двух первых моделей семейства: Cherokee 150  с двигателем Lycoming 0-320-A2A мощностью 150 л.с. и Cherokee 160  с двигателем Lycoming 0-320-D2A. Самолеты поставлялись в четырех вариантах, различавшихся составом бортового оборудования: «Standard», «Custom», «Super Custom» и «Autoflite» (оснащался простейшим автопилотом). В следующем году на рынок вышел вариант Cherokee 180 с двигателем мощностью 180 л. с., а затем и усовершенствованные модификации трех моделей, получивших обозначение Cherokee В и отличавшихся увеличенным запасом топлива и более «чистыми» обтекателями колес шасси.

Спрос на машины был высоким  уже через два года был продан 1000-й самолет. В 1963 году появился РА-28-235  с шестицилиндровым двигателем, усиленным крылом и увеличенной грузоподъемностью, а также модификация PA-28S  с поплавковым шасси.На следующий год выпускавшиеся модификации прошли доработку  они стали выпускаться под обозначением Cherokee С и отличались обтекаемым капотом, улучшенной звукоизоляцией, доработанным интерьером салона и увеличенным объемом багажного отсека. Выпуск данных машин самолета и Cherokee 235В с воздушным винтом постоянного числа оборотов продолжался до 1968 года.

В течение 1964 года компания вступила в конкуренцию с «Cessna», выведя на рынок двухместный вариант РА-28, названный Cherokee 140 и прямо конкурировавший с двухместным учебно-трениро-вочным самолетом Cessna 150. Новая машина предназначалась для летных школ и оснащалась двигателем 0-320-A2A пониженной до 140 л. с. мощности. В 1966 году появилась модель Cruiser, которая могла быстро переоборудоваться в четырехместный вариант. В 1968— 1970 годах компания создала более 500 летных центров (Piper Flight Centre), где проводилось обучение по стандартной, разработанной специалистами компании программе. Стандартным самолетом в этих центрах был Cherokee 140 (Cherokee Flite Liner), выпуск которого продолжался до 1977 года,  выпущено более 10 тысяч машин.В 1972 году компания приступила к проектированию нового четырехместного самолета, оснащенного двигателем мощностью 150 л.с., а в октябре 1973 года появилась модель РА-28-151 Warrior с удлиненным фюзеляжем, совершенно новым крылом увеличенного размаха и увеличенным стабилизатором.



Новое крыло было внедрено в 1976 году на модели Cherokee Archer II, оснащенной двигателем мощностью 180 л. с., а через два года  на модели Cherokee Pathfinder, оснащенной двигателем мощностью 235 л. с. (позже получила обозначение РА-28-236 Dakota).В 1979-1980 годах проводился маркетинг РА-28-236Т Turbo Dakota, но успеха модель не имела. Усовершенствованная модификация Cherokee, имевшая убирающееся шасси, появилась в июне 1967 года и получила обозначение PA-28R Cherokee Arrow. Самолет оснащался двигателем 10-360-A2A мощностью 180 л. с., развивал скорость
до 273 км/ч и оказался весьма востребован как «следующая ступенька» для пилотов, освоивших Cherokee с неубирающимся шасси. В 1972 году появилась модель Arrow II, оснащенная двигателем мощностью 200 л.с. и отличавшаяся увеличенными максимальной скоростью и взлетной массой. На модели Arrow III, вышедшей на рынок в 1977 году, поставили новое крыло и двигатель с турбонаддувом. Последним представителем семейства стал Arrow IV, отличавшийся цельноповоротным Т-образным стабилизатором и двигателем с турбонаддувом.К 1987 году компания выпустила более 30 тысяч самолетов семейства Cherokee, но падение спроса и рост цен негативно сказался на итогах работы компании «Piper». В конечном итоге в 1990 году компания объявила себя банкротом и, в соответствии с американскими законами, оказалась защищенной от многочисленных требований кредиторов.