Искусственное формирование осадков

Успешные работы в области исследования атмосферы позволили создать технологии искусственного изменения климата на локальном уровне. Люди научились при необходимости вызывать дождь и разгонять облака. Человек давно пытался овладеть искусством управления погодой, чтобы она не портила ему жизнь, а, наоборот, приносила пользу. В далеком прошлом это были ритуальные танцы и жертвоприношения, но сегодня это уже дело ученых.Первые эксперименты в области искусственного формирования осадков и дождевых облаков проводились еще в 1930-х годах, но лишь к 1960-м годам ученым удалось понять, как можно влиять на климатические условия на локальном уровне и выполнить такие действия, используя авиацию.

За рубежом одним из лидеров в области управления погодой является американская компания «Weather Modification Inc.» (WMI) из Северной Дакоты. На основе имеющегося объема знаний о поведении метеосистем и с учетом результатов собственных экспериментов специалисты компании разработали технологии безопасного формирования днем или ночью в отдельно взятых районах дождевых облаков.Имея флот современных специально оборудованных самолетов, компания успешно реализовала множество проектов по «управлению облаками» на территории США, Мексики, а также стран Европы, Среднего Востока и Африки. Однако наибольший успех сопутствовал ее проекту в районе великих равнин на севере США,где искусственное формирование осадков обеспечило устойчивое производство сельхозпродукции.Засев облаков с целью искусственно вызвать осадки возможен с использованием различных методов: обстрел верхних частей облаков зарядами иодида серебра посредством ракет, запускаемых с самолета; обстрела специальными ракетами нижней кромки облаков или же распыление дымов йодистого серебра при помощи генераторов, также устанавливаемых на самолете.

В целях повышения качества и безопасности при осуществлении искусственного изменения климата компания «Weather Modification Inc.» продолжает инвестировать значительные средства в изучение атмосферных явлений и физики облаков. При этом активно используются цифровые метео-РЛС, высокоточные системы навигации и обмена данными между летательными аппаратами и наземными станциями, а также космическая метеосъемка, позволяющие с высокой точностью выводить самолеты в те зоны формирования облаков, где необходимо взять пробы воды, определить размер капель, температуру, точку росы и множество других интересующих специалистов параметров. В результате имеется возможность создания точной трехмерной карты облаков и процесса из развития, что позволяет произвести засев облаков в необходимом месте и в назначенное время, обеспечивая, таким образом, наиболее высокий конечный результат.По состоянию на 2012 год компания владела 35 различными самолетами, включая поршневые, турбовинтовые и реактивные машины. Среди них имелись такие модели, как Beech С90 King Air,В200 и В350 Super King Air, Hawker 400XP, Bombardier Learjet 35A, Piper Seneca II и Cheyenne II, а также Cessna 340A. Все они оснащены приемниками GPS и метеоРЛС и сертифицированы для полетов в заранее известных условиях обледенения.