Гидросамолеты России


Россия в области гидроавиации занимает одно из лидирующих мест в мире. И если другие страны после Второй мировой войны сократили производство, а то и вообще перестали строить гидропланы, то у нас начался новый этап их развития  создание реактивных летающих лодок. До сих пор непревзойдёнными считаются Бе-10, Бе-12 и А-40 «Альбатрос», а последние отечественные реактивные самолёты-амфибии Бе-200 и А-42, созданные Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Г.М.Бериева, и малые гидросамолёты других российских КБ, позволяют уверенно говорить о сохранении и сейчас нашей страной лидерства в этой области.



История российской гидроавиации началась в далёком 1901 г., когда петербуржец В.В.Кресс на частные пожертвования построил в Австрии первый гидросамолёт. Правда, конструкция его оказалась неудачной и он в первом же полёте разбился. Но это не остановило конструкторскую мысль. В 1910 г. Я.М.Гаккель построил первый самолёт-амфибию непосредственно на территории России. Это был двухпоплавковый моноплан с колёсным шасси «Гаккель-V». Перед Первой мировой войной были сформированы первые авиационные части в составе Балтийского флота. Главной их задачей стала воздушная разведка. Основу парка этих подразделений составили иностранные гидропланы. Но были в России и свои машины такого типа. Например, С-5А Игоря Сикорского по своим характеристикам превосходил иностранные образцы и поэтому стал основным учебным гидросамолётом. Следом за ним конструктор разработал уникальные гидропланы С-10 и «Илья Муромец» №107. Не менее талантливым конструктором был создатель летающих лодок Д.П,Григорович. Он создал 30 машин такого типа. Большинство из них участвовало в Первой мировой и Гражданской войнах. Это летающие лодки М-1, М-2, М-4, М-5, М-9 и др.После окончания Гражданской войны руководство СССР, понимая невозможность создать в кратчайшие сроки свою гидроавиацию, закупало зарубежные образцы. Это были немецкие: JuG-1, Ju-13, Ju- 20, Не-5С
и др. Итальянские Savoia SM-62, а позднее американские Consolidated PBY-1 Catalina (ГСТ) строились у нас по лицензиям.

Начиная с 20-х гг., наши конструкторы А.Н.Туполев, В.Б. Шавров, С.В. Илыошин, И.В.Четвериков, Г.М. Бериев, А.М. Москалёв, Р.Л. Бартини, А.С. Яковлев, и другие «ставили» свои «сухопутные» самолёты на поплавки. Параллельно велась и разработка специализированных машин. В 1930 г. А.И.Туполевым был построен самолёт-амфибия  морской дальний разведчик МДР-2 (АНТ-8). Затем последовал морской крейсер МК-1 (АНТ-22) для нанесения бомбовых и торпедных ударов по кораблям противника. Впервые он поднялся в воздух в 1934 г. Потом были разработаны АНТ-27 и АНТ-44. Заметный вклад в развитие гидроавиации внёс конструктор и историк авиации Б. В.Шавров. Он построил летающие лодки: Ш-1, Ш-2, Ш-5, Ш-7, и поплавковый гидросамолёт Ш-3. Необычной летающей лодкой СПЛ для субмарин занимался конструктор И.В.Четвериков. Он также построил самолёт-амфибию ОСГА для ледовой разведки. Его должны были размещать на ледоколах и ледокольных пароходах. Затем им были разработаны гидропланы АРК-3 и МДР-6 (Че-2). Последний был цельнометаллической летающей лодкой с крылом типа «чайка». Он строился серийно и успешно служил в ВМФ в годы Великой Отечественной войны.

Самый большой вклад в развитие отечественной гидроавиации внёс ГМ. Бериев (Бсриашвили). Его первый деревянный гидросамолёт МБР-2 поднялся в воздух в мае 1932 г. и оказался очень удачным  только до 1940 г. было выпущено 1400 машин восемнадцати модификаций.В 1934 г. Г.М.Бериев возглавил ЦКБ морского самолётостроения, в котором ещё до войны были построены КОР-1, КОР-2 (Бс-4), МБР-5, МБР-7, МДР-5. Ещё лучше пошла в КБ работа после войны. В 1948 г. здесь создали двухмоторную летающую лодку Бс-6, и «летающее такси» самолёт-амфибию Бе-8. В 1952 г. поднялся в воздух первый экспериментальный реактивный гидросамолёт Р-1, в 1956-м реактивный морской торпедоносец, фоторазведчик и спасатель М-10 (Бе-10), в 1960-м противолодочный самолёт-амфибия Бс-12. Эта 35-тонная машина установила 42 мировых рекорда. В 1983 г. в

КБ разработали новый уникальный противолодочный реактивный с а м о л ё т - а м ф и б и ю А-40 «Альбатрос». Практически уже в наше, непростое для отечественной авиации, время появился реактивный самолёт-амфибия нового поколения Бе-200. Он совершил свои первый полет в сентябре 1998 г. Кроме того, в 2003 г. поступил в эксплуатацию созданный ТНТК им. Г.М.Бериева малый само-лёт-амфибия Бе-103.Не сидят без дела и другие отечественные КБ. В настоящее время в РФ разрабатываются или уже созданы лёгкие самолёты-амфибии для труднодоступных районов страны. Это такие машины, как «Пони» и «Приз» IIКБ «Рида», самолёт-амфибия Че-22 КБ «Гидроплан», самолёт-амфибия А-25 КБ «Аэропракт» и многие другие. Столь богатое прошлое русской гидроавиации подтолкнула редакцию журнала сделать её темой «Исторической серии» в 2013 г. Мы надеемся, что наши читатели с интересом шаг за шагом пройдут с автором статей и прекрасным художником Михаилом Дмитриевым славный путь этой авиационной отрасли от первых неуклюжих фанерных поплавковых самолётов до современных летающих лодок.