Гидроавиасалон-2012







«Гидроавиасалон-201 2» стал первой выставкой в России, где в полете были продемонстрированы беспилотные летательные аппараты «Ласточка» и «Горизонт Эйр S-100». Кроме того, вне плановой таблицы полетов в акватории Геленджикс-кой бухты демонстрировались АВП «Химус-6» и гидрометные ранцы Jetlev-Flyer.К открытию салона были приурочены вертолетные гонки на Кубок КБ Миля, которые прошли по маршруту Москва - Геленджик. Семь экипажей стартовали утром 4 сентября с площадки Национального центра вертолетостроен ия в подмосковном Томилино. По итогам соревнований первое место занял экипаж вертолета Ми-8АМТ (принадлежит Авиакомпании «Вер-тикаль-Т» и представляет команду холдинга «Вертолеты России») -командир Виктор Павлюков, на втором месте оказался экипаж вертолета Bell 407, возглавляемый Максимом Сотниковым, третье место заняла команда вертолета Robinson R44 - командир Александр КурылевВ этом году существенно возросла степень участия в выставке ведущих НИИ авиационной промышленности. На объединенном стенде государственных авиационных научных центров были представлены работы ЦАГИ, СибНИА, ЦИАМ, ВИАМ, ГосНИИ АС.ЦАГИ представлял известную уже модель БЛА вентиляторного типа. Летные испытания модели планируется начать в текущем году. При использовании вентилятора с изменяемым углом установки лопаток рабочего колеса максимальная скорость натурного БЛА весом до 10 кг может быть увеличена со 150 до 350 км/ч. В зависимости от требуемой скорости, возможен полет аппарата в любом положении от вертикального (включая режим ви-сения) до горизонтального при небольшом угле атаки.

 



На стенде ЦАГИ также демонстрировалась модель самолета-амфи-бии с шасси на воздушной подушке «Динго», разработанного нижегородским ООО «АэроРИК» при научном сопровождении ЦАГИ. Амфибия предназначена для перевозки 8 пассажиров или 750 кг груза в регионах со слабой аэродромной инфраструктурой при минимальной зависимости от погодных условий. Самолет способен эксплуатироваться на дерне, лугах, на влажном грунте, болотах, на воде, песке, на льду и снеге. В докладе сотрудников НИМК ЦАГИ, сделанном на пленарном заседании конференции по гидроавиации была обоснована востребованность самолетов такого типа в России. Несколько планеров амфибии «Динго» построено на заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде, но сегодня их судьба, как и судьба самолета в целом, находится под угрозой из-за отсутствия финансирования.

На статической стоянке гидробазы ЦАГИ демонстрировал стенд для отработки шасси на воздушной подушке. Известные самолеты с ШВП имеют эксплуатационные ограничения по скорости движения и параметрам ВПП. В НИМК ЦАГИ предложена и запатентована новая схема формирования ШВП, которая позволяет регулировать продольный и поперечный моменты от воздушной подушки на пробеге и разбеге ЛА. Делегацию ЦАГИ на выставке «Гидроавиаса-лон-2012» возглавлял генеральный директор института Борис Алешин. В день открытия выставки, 6 сентября, он выступил на пресс-конфе-ренции организаторов салона, подчеркнув, что на сегодняшний день «нет ни одного летательного
аппарата, который не проходил бы через руки ЦАГИ и других институтов».

Для возрождения самолетов Як-40 СибНИА предлагает заменить штатные двигатели АИ-25 на американские ТРДД TFE731-3 фирмы Honeywell, при этом, по мнению специалистов института, потребуется несколько изменить обводы
мотогондол в носовой и хвостовой частях. Предполагается также заменить существующий ПНК на ПНК Primus Apex той же фирмы Honeywell. Для улучшения аэродинамических характеристик планируется модифицировать законцовки крыла, возможно, с установкой «крылышек Уиткомба».

СибНИА также представил концепцию создания семейства новых воздушных судов. В 2014 г. может быть создан многоцелевой пассажирский самолет-биплан А-2ТВР-БГ и скоростной самолет-моноплан А-ТВР-МС для замены самолетов Ан-2, а в 2015 г. - скоростной реактивный самолет А-ЗТРД-40 для замены самолетов Як-40.Всероссийский научно-исследо-вательский институт авиационных материалов (ВИАМ) продемонстри-ровал исследуемые в Геленджикс-ком центре климатических испытаний им. Г.В. Акимова (ГЦКИ) (филиал ВИАМ) материалы и образцы, элементы конструкций, средства защиты от коррозии, старения и биоповреждений. На статической стоянке и в полете демонстрировались две амфибии Бе-200ЧС: самолет с бортовым номером 21512, принадлежащий ТАНТК им. Г.М.Бериева и самолет с регистрационным номером RF-32767 авиации МЧС. За прошедшие два года в эксплуатацию были сданы еще два самолета Бе-200ЧС, а их производство началось на новом месте - в Таганроге. В мае 2011 г. был заключен государственный контракт на поставку МЧС РФ еще шести самолетов Бе-200ЧС. Первые три из них должны быть переданы заказчику в течение 2013 г., еще три - в 2014 г. В настоящее время в производстве ТАНТК ведется изготовление первого самолета по этому контракту.

В июле-августе 2012 г. амфибии Бе-200ЧС приняли участие в тушении лесных пожаров в Томской области. С 6 августа 2012 г. авиационная группировка МЧС России ликвидировала природные пожары в странах Балканского региона. 8 сентября самолету Бе-200ЧС (21512) пришлось тушить лесной пожар в Геленджике, который возник на горном склоне на противоположной от гидробазы стороне бухты. Наземные службы не смогли справиться с пожаром, а дым уже стал заволакивать дорогу на Джубгу. Бе-200ЧС несколько раз ‘забирал воду из акватории Геленджикс-кой бухты и сбрасывал ее на очаг лесного пожара. После нескольких заходов самолета пожар был потушен. Максимальная скороподъемность (12 рекордов) и максимальная высота горизонтального полета (1 рекорд). Все полученные результаты будут официально утверждены через три месяца (по уставу ФАИ).Д. Мантуров также отметил, что сейчас рассматривается вопрос о поставках этих самолетов за рубеж, в том числе в США. Для выполнения заказов ТАНТК придется увеличить темп производства самолетов. Виктор Кобзев сообщил, что предприятие планирует выйти на производство 1 2 амфибий Бе-200 в год: «Мы будем наращивать производство самолетов, и будем выпускать их не по три, не по четыре, не по шесть. Я больше, чем уверен, мы будем выпускать от 8 до 12 самолетов в год. Это нам под силу».


Амфибия СК-12 «Орион», разработанная тюменским ООО «Орион-Авиа», демонстрировалась в окраске авиакомпании UTAir. К сентябрю 2012 г. было построено 11 самолетов. На статической стоянке и в полете ООО «Гидросамолет» впервые показало амфибию Че-29. Первый полет состоялся 4 ноября 2011 г., к началу выставки построен один опытный самолет. Амфибию J1-42M показало самарское ООО «Авиатех». В августе 2012 г. в реестре единичных экземпляров воздушных судов АОН России числилось три таких машины. В разработке находится также облегченный одномоторный трехместный гидросамолет Л-31, поднять его в воздух планируют до конца 2012 г.На статической стоянке и в полете демонстрировался хорошо известный авиационной общественности ультралегкий самолет «Птенец-2» на поплавковом шасси, созданный в ОКБ «Ротор». По мнению разработчиков «Птенец-2» -лучший самолет для первоначального обучения и лидер по критерию цена - качество. На его базе ОКБ «Ротор» в 2011 г. заканчивал разработку нового проекта УЛС «Круиз». Начато изготовление первого экземпляра самолета. Первоначально разработчики предполагали сменить только дизайн, но все-таки решились на несколько радикальных изменений, которые превратили «I иенец-z» по сути, в новый самолет. Поэтому и название пришлось сменить. Восстановленный ООО «Руса-виа» в 2006 г. самолет По-2 (установлен но съемное поплавковое шасси в 2007 г.) демонстрировался на «Гидроавиасалоне» во второй раз. При восстановлении самолета использовались оригинальные элементы биплана У-2, летавшего в 1940-е годы.

В экспозиции ОАО «ОАК» были представлены модели регионального пассажирского самолета SSJ100 и среднемагистрального самолета МС-21. На статической стоянке в аэропорту г. Геленджик демонстрировался немецкий самолет Do 228NG.На статической стоянке гидробазы казанская фирма МВЕН демонстрировала специализированный самолет для проведения авиа-ционно-химических работ «Фермер-2», рекламировала специализированный сельскохозяйственный самолет МВ-500 и свои новые разработки: многоцелевой четырехместный самолет «Мурена» и самолет короткого взлета и посадки для местных воздушных линий на 9-11 мест. Естественно, были представлены и быстродействующие парашютные системы (БПС): от К-500 до КС-3000 (для летательных аппаратов с весом 500 и 3000 кг соответственно).

Холдинг «Вертолеты России» на стенде представлял модели вертолетов «Ансат», Ми-26Т2, Ми-172, Ми-38, Ка-226, Ка-32. На статической стоянке и в полете демонстрировались вертолеты Ми-26 (компания «Роствертол-Авиа») и Ка-32А (МЧС России). Вертолет Ми-2, участвовавший в гонках на кубок КБ Миля, также оставался в составе экспозиции авиационной техники в аэропорту г. Геленджик. Холдинг «Вертолеты России» также сообщил, что «Рособоронэкспорт» и китайская компания Poly Technologies в августе 2012 г. подписали контрактные документы на поставку в КНР 52 транспортных вертолетов Ми-171Е. Поставки вертолетов запланированы на 2012-2014 гг. По условиям контрактов первые 8 Ми-171Е планируется передать китайской стороне в 2012 г., остальные вертолеты - в 2013 и 2014 гг. Цена контракта превысит 600 млн долл., сообщил в ходе выставки глава ООО «Вертолеты России» Дмитрий Петров. Также «Вертолеты России» и ОАО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» подписали долгосрочный договор на поставку БРЭО. На начальномэтапе предполагаются поставки комплексов бортового оборудования для вертолетов Ка-52 и Ка-52К. На стенде корпорации «Ивченко» рекламировался проект модернизации вертолета Ми-2 - вертолет МСБ-2 с двигателями АИ-450М, ОАО «Мотор Сич» продемонстрировало на земле и в полете модернизированный вертолет Ми-8МСБ с двигателями ТВЗ-117 ВМА СБМ IB 4Е. На статической стоянке и в полете демонстрировался вертолет AW139 (регистрационный код ТС-HRK). Вертолет принадлежит компании Кос Holding, это первый вертолет данного типа, поставленный Турции в сентябре 2007 г. Компания «АэроСоюз» рекламировала вертолет Robinson R44 Clipper II (RA-04166). Вертолет Robinson R66 Turbine (RA-1695G) компании «Авиа-маркет», участвовавший в гонках, демонстрировался на статической стоянке аэропорта. КБ «Вертоплан» демонстрировало модель гидроавтожира «Вертоплан-гидро», корпус которого выполнен в виде тримарана. Аппарат находится в стадии проектирования.

Как уже упоминалось, выставка «Гидроавиасалон-2012» стала первой российской авиационной выставкой, на которой в полете демонстрировались беспилотные летательные аппараты.ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону) совместно с фирмой Schiebel наладили производство беспилотных вертолетов S-100 в России. В ноябре 2011 г. были успешно выполнены первые взлет и посадка на пограничном сторожевом корабле (ПСКР) «Рубин», отработаны взлетно-посадочные режимы и проверены возможности вертолета. В ходе выставки аппарат выполнял демонстрационные полеты с берега, причем на небольшой высоте уровень шума был достаточно сильным. Ожидается, что «Горизонт Эйр» будет принят но снабжение Береговой охраны Федеральной пограничной службы ФСБ России и будет применяться с пограничных кораблей и с береговых баз.Комплекс МК-БЛА-01 демонстрировал концерн «Вега». Он размещен на базе бронеавтомобиля «Тигр». Опытный образец комплекса успешно прошел испытания с практическими пусками БЛА, в ноябре 201 1 г. был представлен Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину. В ходе выставки БЛА «Ласточка» выполнял демонстрационные полеты, причем его было почти не было слышно, хотя высота полета не превышала 50 м. Заметить аппарат с земли тоже было не просто. БЛА «Стрекоза» и «Ласточка» выпускаются серийно. Кроме того, на статической стоянке концерн «Вега» демонстрировал БЛА «Воздухоплаватель».

ООО «Специальный технологический центр» (СТЦ) в павильоне демонстрировало БЛА типа «Орлан»: («Орлан-3» и «Орлан-10»). Мониторинговый комплекс с БЛА (МБЛА-С) «Авис» показал НПК «Радар ММС». Комплекс предназначен для мониторинга состояния сельхозугодий, вырубки леса, песопоса-док, выявления факторов нарушения природопользования и т.д. Многоцелевые малогабаритные беспилотные авиационные комплексы аналогичного назначения - «Рассвет» и «Фрегат-2» - демонстрировал на своем стенде Южный Федеральный Университет (Таганрог). Оба комплекса созданы на кафедре «Летательные аппараты». Они во многом похожи, но имеют разные аэродинамические схемы. Силовая установка обоих комплексов состоит из двух электродвигателей.Немецкий беспилотный мульти-коптер Microdrones MD4-1000 демонстрировался на выставке под обозначением «Гранат» ВА-1000. По заявлению представителя дилера немецкой фирмы один мульти-коптер этого типа уже эксплуатируется в области атомной энергетики. Аппарат имеет взлетную массу 3,8 кг, способен нести 1,2 кг полезной нагрузки, радиус действия составляет 5 км, продолжительность полета - до 1 ч.

Выставка «Геленджик-2012» носила сугубо гражданский характер. В отличие от предыдущих лет военной авиационной техники на ней практически не было. На стенде ОАК на заднем плане демонстрировались модели тяжелого военнотранспортного самолета Ил-76МД-90А и многофункционального истребителя палубного базирования МиГ-29КУБ. На стенде ТАНТК им. Г.М.Бериева присутствовала модель патрульного самолета Ту-142 и самолета А-42.Тем не менее, в ходе выставки стало известно, что МО РФ до конца 2012 г. намерено объявить тендер на создание противолодочного самолета для замены самолетов Ил-38. Виктор Кобзев отметил, что «Минобороны наконец-то сформировало техническое задание и выдало его всем разработчикам по созданию Авиационного противолодочного комплекса дальней зоны. Мы прорабатываем его и должны будем до конца года участвовать в тендере министерства обороны». На сегодняшний день построено два самолета А-42 и по словам В. Коб-зева при наличии финансирования ТАНТК им. Г.М.Бериева сможет построить третий самолет.

Малый прогулочный экраноплан (типа А по классификации ММО) «Акваглайд-5» на статической стоянке гидробазы демонстрировало ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева» совместно с ЗАО «Арктическая торгово-транспортная компания» (АТТК). Экраноплан сертифицирован Российским Морским Регистром Судоходства и предназначен для перевозки 5 человек (летчик и 4 пассажира) в светлое время суток вдоль морских побережий и внутренних водоемов с удалением от берега не более 20 миль. В арсенале АТТК имеется еще целый ряд проектов экранопланов большей размерности. До последнего времени конкретной поддержки со стороны государства не было, хотя АТТК разработала предложения в ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы, но эти предложения долгое время не находили отклика.

Экраноплан ЭК-12 «Иволга» представляла научно-техническая лаборатория Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф.Ушакова совместно с ЗАО «НПК «ТРЭК». Как пояснили сотрудники лаборатории, экраноплан пришел на выставку своим ходом. Этот головной аппарат построен и эксплуатируется с февраля 2006 г. В 2010 г. экраноплан был модернизирован и используется в качестве лаборатории для исследований гидродинамики корпуса, работы силовой установки и отработки технологии эксплуатации эк-раноплана на море с подготовкой экипажей. НПК «ТРЭК» выпускает экранопланы ЭК-12 «Иволга» на 14 мест, приступило к изготовлению экранопланов ЭК-17 на 17 мест. Они имеют цельнокомпозитную конструкцию (кессон консоли крыла из композитных материалов был также представлен на статической стоянке), снабжены автомобильными двигателями и системами. Кроме того, «ТРЭК» готовит производство грузопассажирских экранопланов ЭК-30 на 39 мест и ЭК-100 на 150 мест.


В виде листок предприятия рекламировали известные уже морские экранопланы типа «Орленок» (один из вариантов - грузопассажирский экраноплан «Геолог»), по-исково-спасательный экраноплан «Спасатель» и ракетный экраноплан проекта «Лунь Э». На стенде демонстрировались модели экранопланов нового поколения: базовый морской экраноплан многоцелевого назначения А-050-742, экраноплан А-080 и пассажирский экраноплан А-020-538. Однако информации по этим проектам не было. Экраноплан А-020 видимо создается на основе задела по эк-ранопланам типа «Орленок»: он имеет маршевый турбовинтовой двигатель, расположенный на верхушке киля и два реактивных стартовых двигателя в носовой части фюзеляжа. Однако в отличие от экраноплана «Орленок» к основному крылу добавлены консоли, снабженные «крылышками Уиткомба». Экранопланы А-050 и А-080 выполнены по новой схеме, напоминающей полутораплан, и снабжены двухкилевым вертикальным оперением. Стартовые двигатели также расположены в носовой части фюзеляжа, а маршевые двигатели (ТВД на А-050 и ТРД на А-080) перенесены в носовую часть. Схожую компоновку имеет и морской пассажирский экраноплан «Чайка-2», который был представлен в виде листовки.

На статической стоянке гидробазы НПП «Радар ММС» и ОАО «НФП «Аэростайер» демонстрировали легкий катер-амфибию на воздушной подушке «Стрелец» C-51RT. Такой аппарат занял 3-е место в гонке «ВолгаХоверШоу-2011, проходившей в Нижнем Новгороде. Аппарат «Хивус-6» показала судостроительная компания «Аэроход». 8 сентября после окончания демонстрационных полетов аппарат демонстрировался в акватории бухты. Компания «Аэроход» к 2012 г. построила более 550 катеров на воздушной подушке, эксплуатирующихся от Швеции и Калининграда на западе до Сахалина на востоке и от Тикси и Обской губы на Севере до Абу-Даби и Бирмы на юге. Судостроительная компания «Рос-ПромРесурс» (Нижний Новгород) рекламировала АВП «Мираж-7».Его постройка была завершена в январе 2012 г. Аппарат весом почти 2000 кг предназначен для круглогодичной эксплуатации на воде и относительно ровной поверхности суши.ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) представила проекты судов и морской техники: высокоскоростного морского пассажирского судна с аэродинамической разгрузкой «Акваплан» и пассажирского скоростного катамарана «Белые ночи», морской вертолетной площадки, применимой в сфере освоения углеводородных месторождений на арктическом шельфе. Были также представлены модели многоцелевого противопожарного катера проект-FF-330G и быстроходного судна снабжения и др.