Германский воздушный мост к войскам Паулюса

Первым экзаменом для Новикова в должности Главкома стала Сталинградская битва. В августе 1942 года немецкая б-я армия генерала Паулюса начала наступление на Сталинград. В городе разгорелось ожесточенное сражение. Бои шли даже не за каждый дом, а за каждый этаж. Авиационная поддержка сухопутных войск в таких условиях стала практически невозможной, но до этого германские бомбардировщики превратили город в руины.Чтобы обеспечить защиту с воздуха, Новиков перебросил под Сталинград для замены устаревших И-15 и И-16 большое количество истребителей Як, которые составляли примерно 75% от всех самолетов, принимавших участие в Сталинградской битве. Новиков также настаивал на более эффективном использовании радиосвязи, позволявшей улучшить координацию действий авиации в воздухе, хотя ее внедрению сопротивлялись некоторые летчики и техники.Тем не менее Люфтваффе все еще сохраняли тактические и качественные преимущества, которыми они обладали во время воздушных кампаний 1941 года. Так было до начала наступления советских войск 19 ноября 1942 года, завершившегося окружением немецких 6-й и 23-й армий. ВВС в значительной степени способствовали успешным действиям частей Красной Армии.


Гйтлер поверил Герингу, который брался обеспечить снабжение окруженной группировки по воздуху, и удержал Паулюса от попытки пробиться из окружения. Однако германский воздушный мост не выдержал ударов советских ВВС. За два с половиной месяца советская авиация выполнила примерно 35 ООО боевых вылетов и сбила 1000 германских самолетов. Войскам Паулюса необходимо было ежедневно доставлять по 750 т грузов. Геринг полагал, что обеспечить такой грузопоток можно, но из-за действий советских ВВС окруженная группировка получала менее 100 т грузов в день. Красная Армия постепенно сжимала кольцо окружения, а попытки прорвать его извне и изнутри потерпели неудачу. 31 января 1943 года Паулюс капитулировал, проигнорировав прямой приказ Гйтлера продолжать сопротивление.ВВС помогли сухопутным войскам одержать первую крупную победу в войне и фактически поставили крест на возможности Люфтваффе осуществлять снабжение окруженных войск в будущем. За время Сталинградской битвы Люфтваффе лишились почти 300 транспортных Junkers Ju 52, и восполнить эти потери немцы уже не смогли.