F-4 ВВС США над Вьетнамом


F-4 ВВС США действовали над Северным Вьетнамом с 1965 года до прекращения воздушных операций в 1972 году. Самолет проявил себя отличным истребителем, бомбардировщиком и тактическим разведчиком.ервыми самолетами Phantom ВВС США в Юго-Восточной Азии стали окрашенные в серый цвет F-4C из 555-го тактической истребительной эскадрильи, находившейся с декабря 1964 по март 1965 года на авиабазе Наха на Окинаве. С начала 1965 года эскадрильи самолетов F-4 на ротационной основе стали размещаться на базе Убон в Таиланде.В марте 1965 года США начали операцию «Rolling Thunder» бомбардировку объектов Северного Вьетнама. Удары изначально наносили F-105 Thunderchief, a F-4 выполняли воздушное патрулирование.

10 июля 1965 года F-4C из 15-й тактической истребительной эскадрильи одержал первую в ВВС США победу на МиГом  используя УР AIM-9 Sidewinder, сбил МиГ-17. Через 14 дней F-4CH3 47-й эскадрильи стал первым американским самолетом, сбитым зенитной ракетой.С 1966 года F-4 стали выполнять ночные полеты на охоту за грузовиками в Лаосе и Северном Вьетнаме. Эскалация конфликта продолжилась в 1967 году, северовьетнамские МиГи сбили несколько F-4. В ответ ВВС США в январе 1967 года провели операцию «Во1о», в ходе которой удалось сбить семь самолетов МиГ-21.

F-4 бомбят Северный Вьетнам

К началу 1967 года возросли потери самолетов F-105, в то время летчики ВВС США стремились не столько прикрывать бомбардировщики, сколько сбивать МиГи. Между тем в войне, подобной вьетнамской, воздушные бои имеют
меньший приоритет в сравнении с бомбежками наземных целей. F-105 постепенно стали заменять на F-4, задачей которых стала работа по земле. Даже в случае подвески восьми 340-кг бомб F-4 мог нести четыре УР AIM-7 Sparrow и четыре УР AIM-9, то есть боевая нагрузка была многоцелевой в отличие от нагрузки F-105.Тем не менее у F-4 были проблемы. Для обслуживания размещенной под задним креслом УКВ-радиостанции приходилось снимать кресло. Инновационная для своего времени РЛС на первых порах надежностью не отличалась. Крыльевые баки первых F-4C текли, из-за чего после каждого полета приходилось менять прокладки. В отличие от «спартанских» МиГов, самолет Phantom отличался сложностью и требовал трудоемкого и профессионального технического обслуживания.

Разведчики Phantom

В октябре 1967 года во Вьетнам прибыли первые разведчики RF-4C, это были самолеты 16-й тактической разведэскадрильи. RF-4C, оснащенные совершенным спецоборудованием, играли важную роль. Обычно разведчики действовали поодиночке на больших скоростях, выполняя разведку целей до удара и фиксируя результаты налетов. К ноябрю 1970 года RF-4C полностью вытеснили RF-101C Voodoo.Воздушные бои периода операции «Rolling Thunder» выявили необходимость установки на F-4 встроенной пушки. Компания «McDonnell» в ответ на эти требования разработала вариант F-4E, а в серии на смену F-4C пришел F-4D, который появился во Вьетнаме в июне 1967 года. 1 октября 1968 года бомбардировки (и операция «Rolling Thunder») были прекращены. Решением президента США Линдона Джонсона налеты на ДРВ прекратились почти на четыре года. С переброской на базу Корат в Таиланде вооруженных F-4E 469-й и 388-й эскадрилий летчики Phantom получили равные шансы в боях с МиГами. Однако экипажам F-4E встреч с МиГами пришлось ждать до 1972 года, когда началась операция «Linebacker».

Бомбы с лазерным наведением

Ограничения, свойственные операции «Rolling Thunder», перед проведением операции «Linebacker» отменили. Арсенал ВВС США к этому времени пополнился «умным» оружием типа КАБ с лазерным наведением. Используя новую тактику, новое оружие и новые средства РЭБ, F-4 в мае 1972 года разрушили в ДРВдва стратегически важных моста, ранее многократно и безуспешно подвергавшихся ударам авиации США.За счет новой тактики в ходе операции «Linebacker» трое летчиков ВВС США стали асами.28 августа 1972 года капитан Стив Ричи, сбив МиГ-21, стал первым «вьетнамским» асом в ВВС США.9 сентября 1972 года Де Бельвю, летавший в экипаже Ричи, сбил свои пятый и шестой самолеты и стал самым результативным асом войны во Вьетнаме. Последним в ВВС асом Вьетнама был капитан Джеффри Фейнштейн из 13-й эскадрильи 432-го авиакрыла, одержавший свою пятую победу 13 октября 1972 года.К концу войны экипажи F-4C/ D/Е одержали не менее 107,5 побед, что составило % от всех побед самолета Phantom. Во Вьетнаме F-4 заслужил репутацию легендарного самолета, но дорогой ценой. В период с 1965 по 1973 год ВВС США потеряли 514 Phantom: 33 сбили МиГи, 37 ЗРК и 372  зенитки, девять было уничтожено противником на аэродромах, и 63 самолета разбились.