Двухмоторный истребитель Messerschmitt Bf 110


Bf 110 был спроектирован компанией «Messerschmitt» согласно сформулированным требованиям Люфтваффе к двухмоторному истребителю. Аналогичные самолеты одновременно разрабатывались компаниями «Focke-Wulf» и «Henschel». Назначение самолета  тяжелый истребитель с возможностью использования в качестве скоростного бомбардировщика. Через некоторое время заказчик внес изменения в требования, и это привело к тому, что единственным претендентом на победу в конкурсе остался Messerschmitt Bf 110. Первый из трех прототипов выполнил первый полет 12 мая 1936 года. Установленные на нем два мотора Daimler-Benz DB 600А мощностью по 910 л.с. работали очень ненадежно,однако показанная на испытаниях скорость 505 км/ч и летные данные машины в целом удовлетворяли Люфтваффе. Проблемы с моторами отмечались на всех трех прототипах, однако предсе-рийные Bf 110А-О получили более надежные Junkers Jumo210Da мощностью по 680 л.с., но летные данные, конечно, ухудшались. Длительное ожидание мотора с непосредственным впрыском DB 601А серьезно задержало программу выпуска Bf 110. Собрав в марте 1938 года четвертый предсерийный самолет, фирма переключилась на выпуск варианта Bf 110В, на котором в дополнение к четырем пулеметам, как на Bf 110А-0, установили две 20-мм пушки.

Помимо базового подварианта Bf 110В-1 строился и оснащенный фотоаппаратурой Bf 110В-2, а несколько Bf 110В-1 доработали в тренировочные Bf 110В-3 с двойным управлением. Долгожданные моторы DB 601А установили уже на вариант Bf 110С. Сначала было построено 10 предсерийных машин Bf 110С-0, их испытания начались в январе 1939 года. За ними последовали первые серийные истребители Bf 110С-1. К серийному выпуску подключили заводы компаний «Focke-Wulf» и «Gotha». Боевой дебют нового истребителя состоялся в Польше, а в декабре 1939 года Bf 110 впервые проявили себя как средство борьбы с бомбардировщиками, сбив в районе острова Гельголанд на Балтике девять из 22 британских Vickers Wellington. Первый опыт боевого применения показал необходимость этого самолета, выпуск Bf 110 считался приоритетной программой. До конца 1939 года было построено 315 самолетов, а в 1940 году темп производства достиг 102 машин в месяц.

В 1940 году Bf 110 впервые встретил достойных противников в виде современных ему одномоторных истребителей. Выяснилось, что Bf 110 проигрывает в маневренности истребителям Hurricane и Spitfire, а оборонительного вооружения из одного турельного пулемета недостаточно. С первых дней битвы за Британию Bf 110 нести большие потери. Их все чаще стали использовать как бомбардировщики и разведчики, а с зимы 1940-1941 года  как ночные истребители. Первые ночные истребители Bf 110 не имели специализированного оборудования, поиск бомбардировщиков противника выполнялся визуально. На варианте Bf 110D-1/U-1 установили инфракрасный датчик, но данное устройство часто не срабатывало или отказывало. В середине 1941 года была создана наземная сеть управления ночными перехватчиками, после чего истребители резко увеличили свою эффективность. Через год Bf 110 получили РЛС Lichtenstein, к осени 1942 года большинство ночных истребителей Люфтваффе были оборудованы теми или иными поисковыми устройствами. В середине 1943 года британские ВВС нашли способ подавления бортовых РЛС ночных истребителей  путем сброса полос и кусочков алюминиевой фольги (система «Window»). В ответ на это через полгода на Bf 110 установили более совершенную РЛС, не реагировавшую на подобные помехи. В начале 1944 года численность германских ночных истребителей достигла своего пика. Среди них были 320 ночных истребителей Bf 110, что составляло 60% от общего числа ночников ПВО Германии. Через год численность этих Bf 110 снизилась до 150 самолетов, но тогда уже появились новые ночные истребители. В дальнейшем эффективность ПВО Германии снижалась, немалую роль в этом процессе сыграла нехватка топлива.Серийный выпуск Messerschmitt Bf 110 завершился в марте 1945 года; построено около 6050 самолетов всех вариантов.


После завершения первых этапов испытаний самолета Messerschmitt Bf 110 фирма заключила контракт на разработку специализированных разведчика и бомбардировщика Messerschmitt Bf 161 и Bf 162. Оба самолета в целом сильно напоминали Bf 110, но внешнее сходство во многом обманчиво. Bf 161 VI (регистрация D-AIXA) выполнил первый полет весной 1937 года, следом собрали еще два прототипа. Разведывательные варианты уже созданного Bf 110 успешно выполняли возложенные на них задачи, и фирма «Messerschmitt» сконцентрировалась на развитии истребителя-разведчи-ка, прекратив работы по Bf 161 и Bf 162. Построенные прототипы использовались для различных экспериментов.