Convair 990 - история эксплуатации


Самолет Convair 990 рассматривался как более скорост ная версия 880-й модели с увеличенной дальностью полета, но возлагавшиеся на него надежды самолет не оправдал. Причины  серьезные недостатки в аэродинамике и сложность в эксплуатации. Построили всего 38 самолетов. Руководство «Convair» приняло решение приступить к реализации программы создания своего второго реактивного авиалайнера еще до того, как опытный самолет первой модели совершил первый полет. Новая машина, Convair Model 30, была схожа с первой машиной, Convair Model 22, ставшей затем Convair 880. Основные отличия — удлиненный на 3,04 м фюзеляж, что диктовалось требованием повышенной пассажировместимости для конкуренции с DC-8, Boeing 707 и 720, а также новые двигатели. Диаметр фюзеляжа остался прежним  в ряду стояло пять кресел, тогда как у самолетов «Douglas» и «Boeing» их было шесть.Для Model 30 выбрали двигатели General Electric CJ805-21  развитие CJ805-3, установленных на Convair 880. Впрочем, в дей твительности пришлось ставить двигатели CJ805-23  дальнейшееразвитие CJ805-21. Улучшенные характеристики новых двигателей привели к росту максимальной скорости полета, что в свою очередь привело к возникновению сильной вибрации и увеличению аэродинамического сопротивления крыла. Специалистам компании «Convair» и агентства НАКА, предшественника современного НАСА, пришлось разработать так называемые «скоростные контейнеры», придавшие крылу нового лайнера характерный внешний вид.



Обозначение 990 для наследника 880-й модели кажется очевидным, но на самом деле все было не так ясно. Говард Хьюз, чей заказ на 880-й означал фактический запуск программы, требовал, чтобы любое обозначение, выбранное для Model 30, не принижало ценность 880-й модели. Чтобы угодить эксцентричному Хьюзу, «Convair»присвоила новой машине обозначение Convair 600 расчетная крейсерская скорость самолета как раз составляла 600 миль/ч. Но в 1960 году, когда Хьюз разместил заказ на новый лайнер, «Convair» присвоила ему обозначение Convair 990. Официально о Model 30 объявили в 1958 году  стартовый заказ на 25 машин Model 30-5 разместила «American Airlines». На тот момент первые Convair 880 еще не покинули завод. С другой стороны, турбовентиляторные двигатели Pratt & Whitney JT3D, предназначавшиеся для Boeing 720, еще не были готовы  необходимо было срочно выводить 990-ю модель на рынок.
Чтобы ускорить этот процесс, «Convair» решила не строить опытных машин, а сразу начать серийный выпуск лайнера  первая машина должна была после испытаний сразу перейти к авиакомпании «American Airlines». В реальности «Pratt & Whitney» успела закончить двигатель быстрее, чем ожидалось, потому Boeing 720 на два года опередил своего конкурента с началом эксплуатации.Первый лайнер Model 30, Model 30-5, который теперь официально назывался Convair 990, был облетан 24 января 1961 года  почти два года спустя после 880-й модели, за штурвалом находился летчик-испытатель Дон Гермераад. Поставки «American Airlines» должны были начаться годом позже  планировалось сделать это раньше, но в ходе летных испытаний выявились различные проблемы, которые требовали времени на устранение. В частности, пришлось добавить щитки Крюгера на передней части крыла, укоротить пилоны внешней пары двигателей на 71 см, передвинуть все двигатели назад на 73,6 см и перепроектировать мотогондолы.



Первый Convair 990 компании «American Airlines» поступил в эксплуатацию только 18 марта 1962 года, но к тому времени первоначальный заказ на них сократился с 25 машин до 20. Ввиду задержки с поставками свой заказ отменил и Говард Хьюз, что стало сильным ударом по программе.Второй заказчик Convair 990, компания «Swissair», стала первой, приступившей к перевозкам на них пассажиров,  ее самолеты приступили к полетам на Дальний Восток на 9 дней раньше, чемпервый полет совершил лайнер компании «American Airlines». Компания «Swissair» получила лайнеры в варианте Model 30-6, оптимизированном для полетов на большую дальность, над огромными пространствами океанов. Авиакомпания «Swissair» первой применила к 990-й модели название «Coronado», которое затем приняло и большинство других эксплуатантов.

«Swissair» вначале в кооперации с «Scandinavian Airlines System» заказала девять лайнеров 990-й модели (Model 30-6), но последняя затем вышла из заказа и взяла два лайнера в лизинг у «Swissair». Лайнер также приобрели индонезийская «Garuda» (три самолета) и бразильская авиакомпания VARIG, которая взяла на себя заказ на три Model 30-8, размещенный бразильской компанией REAL  старым партнером «Convair». «Garrett AiResearch» приобрела один самолет, а костариканская «Aerolineas Peruanas» заказала две машины, в результате чего общий объем заказов составил всего 38 машин.Как и в случае с 880-й моделью, Convair 990 был популярен у экипажей, но имел низкую топливную экономичность и был слишком дорогим в эксплуатации. Плюс к тому он имел недостаточную пассажировместимость, что также негативно отразилось на продажах  большинство 990-х после непродолжительной эксплуатации в компаниях (первичных получателях) были затем «по дешевке» проданы другим компаниям. Но у них они также долго не задержались  последним эксплуатантом 990-х стала испанская чартерная «Spantax», одно время имевшая в парке 14 таких лайнеров и списавшая последний в 1987 году. Программа Convair 880/990 потерпела экономическое фиаско. Затраты на разработку авиалайнера существенно превысили доход от продаж 102 самолетов. Компания «Douglas» же продала в пять раз больше своих DC-8, a «Boeing»  в 10 раз больше лайнеров Boeing 707. Convair 990 стал последним аккордом компании в самолетостроении  он стал последним серийным самолетом «Convair» и последним ее реактивным лайнером. Высокие финансовые потери от программы побудили руководство корпорации «General Dynamics», которая владела «Convair», вывести последнюю из авиационного бизнеса  выпуск самолетов был перенесен на завод корпорации в Форт-Уорт, а предприятие «Convair» в Сан-Диего, построившее со времен Второй мировой войны более 12000 самолетов, теперь стало субподрядчиком по таким программам как F-Ши F-16. Интересно, что в 1970-1996 годах, до своего закрытия, подразделение «Convair» в Сан-Диего строило секции фюзеляжей для DC-10 и MD-11.