"Черная акула" и "Аллигатор"


В соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 16 декабря 1976 г. в ОКБ им. Н.И.Камова приступили к созданию прототипа боевого вертолёта В-80. Его главным отличием стала одноместная компоновка, позволявшая уменьшить вес необходимой брони и размеры машины, снизить человеческие потери в военное время. Большинство функций второго члена экипажа (оператора вооружения) возложили на новейшие автоматизированные прицель-но-навигационные комплексы.На вертолёте предполагалось установить два газотурбинных двигателя ТВЗ-117ВМА мощностью 2200 л.с. каждый. Расположение двигателей по бортам фюзеляжа в мотогондолах исключало их поражение одним выстрелом. Использование соосной схемы давало более высокую тяговооруженность машины.


Вертолёт снаодили прямым крылом относительно большого удлинения и развитым вертикальным и горизонтальным оперением.Фюзеляж самолётного типа изготавливал! с широким применением композитных материалов и алюминиевых сплавов  они составляли до 30% от общей массы конструкции, и существенно снизили вес вертолёта. Хвостовая часть фюзеляжа выполнена заодно с килем. На вертолёте два трёхлопастных винта диаметром 14,5 м, расположенных соосно. Лопасти стсклоуглспластиковые, прямоугольные в плане. Законцовки на них стреловидные. Лопасти допускают поражение снарядами калибра до 20 мм. Для защиты лётчика использовали комбинированную броню из стальных, алюминиевых сплавов и бронестекла. Лётчик дополнительно имеет бронежилет. Наиболее важные агрегаты и узлы машины прикрыты бронёй, общий вес которой достигает 350 кг.Для увеличения дальности полёта предусмотрена подвеска на пилонах до четырех 500-литровых топливных баков. В мае 1981 г. состоялась защита эскизного проекта и макета вертолёта В-80, а через год 17 июля состоялся первый полёт прототипа под управлением лётчика-испьггателя ОКБ Бездетного. Второй лётный экземпляр поднялся в воздух 16 августа 1983 г. Сравнительные испытания 1984 г. показали превосходство В-80 над Ми-28. Поэтому на основании приказа министра авиапромышленности началась подготовка к серийному производству В-80. Но в апреле 1985 г. во время испытаний вертолёта произошла катастрофа из-за схлестывания лопастей. Лётчик-испытатель Е.И. Ларюшин погиб.С 1988 по 1993 г. в НИИ ВВС вновь провели сравнительные испытания В-80 с Ми-28А. На них опять победил Ка-50 .такое новое название дали вертолёту.В ноябре 1993 г. начались войсковые испытания машины. После доводки серийного вертолёта 28 августа 1995 г. Ка-50 приняли на вооружение. После показа вертолёта в чёрной окраске, он получил прозвище «Вервольф» («Оборотень»), но после выхода на экраны страны фильма «Чёрная акула» с участием Ка-50 это имя приклеилось к нему намертво.


На сей лень существует несколько модификаций вертолёта Ка-50: Ка-50Ш  ночной вариант машины, снабжённый специально доработанным прицельнопилотажным навигационным комплексом «Рубикон-Н», дополнительной РЛС и аппаратурой спутниковой навигации; Ка-50Н  ночной вариант с тепловизионной прицельной системой «Самшит-50Т»; Ка-50-2 «Эрдоган» с авионикй израильской фирмы «Эйрк-рафт Индастриз Лтд» и двухместным тандемным расположением экипажа. Вариант предназначался для Турции. Ещё в 90-х гг. был разработан вертолётный оптико-электронный и радиолокационный комплекс, предназначенный для ведения разведки, выдачи целеуказания и обеспечения координации групповых действий вертолётов на поле боя. Носителем этого комплекса должна была стать новая машина В-60. Но программа по его проектированию выполнена не была. Тогда приняли решение о перенесении комплекса разведки и целеуказания на Ка-50. При сохранении системы вооружения вертолёта, он смог бы не только использоваться для разведки, но и самостоятельно вести боевые действия. Для управления новым оборудованием потребовался ещё один член экипажа. Его разместили рядом с пилотом.

К середине 1996 г. был сформирован окончательный облик нового вертолёта. Он унаследовал 85% деталей и агрегатов от серийного Ка-50. Главное отличие  новая передняя часть с двухместной кабиной и катапультными креслами.
Новое оборудование увеличило взлётную массу с 9800 до 10400 кг. Это ухудшило лётные характеристики машины. Уменьшился статический и динамический потолок. Для компенсации этого недостатка планируется установка новых двигателей ВК-2500 мощностью 2500 л.с. Впервые новый вертолёт, получивший наименование Ка-52 «Аллигатор», был показан в декабре 1996 г. на авиационной выставке «Аэро Индия-96» в городе Бангалор. Первый его полёт состоялся 25 июня 1997 г. на аэродроме авиазавода «Прогресс» в Арсеньеве. В октябре 2008 г. началось серийное производство «Аллигаторов». В 2011 г. создана морская версия вертолёта Ка-52К. Она отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси. В сентябре 2011 г. Ка-52 К впервые совершил посадку на палубу большого противолодочного корабля в Баренцевом море. Эта модификация станет основной ударной силой кораблей ВМФ России.