Cessna - поршневые двухмоторные варианты


Семейство легких двухмоторных самолетов Model 300  первые двухмоторные «частные» самолеты компании «Cessna». Они завоевали большую популярность и выпускались с начала 1950-х до 1980-х годов. Cessna 310  первый послевоенный двухмоторный самолет компании «Cessna Aircraft Company». Опытный самолет Model 310 оснащался двумя шестицилиндровыми двигателями Continental 0-470 мощностью по 225 л. с. и совершил первый полет 3 января 1953 года с аэродрома в Уичите, штат Канзас. На серийных машинах поставили двигатели Continental 0-470-В мощностью по 240 л.с., с мая 1954 года они стали поступать заказчикам. Самолеты оказались весьма привлекательными: вместительная кабина на пять человек, топливо в концевых баках, аэродинамически «чистые» мотогондолы двигателей и скорость до 354 км/ч. В первый год «Cessna» поставила 32 самолета Model 310, а в 1955 году  уже 200 машин.В конце 1956 года «Cessna» получила от ВВС США контракт на поставку легких транспортных самолетов  компания передала военным 160 самолетов Model 310А, получивших в ВВС обозначение L-27A, но более широко известных как «Blue Сапое» благодаря бело-голубой схеме окраски. Позже они были переобозначены в U-3A. Самолеты в целом были схожи с гражданским Model 310, отличия  дополнительные топливные баки и приборная доска «военного» стандарта.

Развитие Model 310

На протяжении всего выпуска Model 310 постоянно совершенствовался, выпускались несколько усовершенствованных вариантов. В 1957 году появился Model 31 ОС, отличавшийся внутренним дизайном и опциональными дополнительными топливными баками, а в 1959 году  вариант с двигателями Continental Ю-470-D мощностью по 260 л. с. в новых мотогондолах, что позволило увеличить скорость до 389 км/ч. В 1960 году стали выпускать вариант Model 310D, имевший стреловидный киль, ставший затем стандартным элементом всех машин 310-го семейства. Модель 31 OF, созданная в 1961 году, имела два дополнительных окна, а также носовой обтекатель, концевые топливные баки и кок винта измененной формы. 36 самолетов получили ВВС США - как L-27Bs/U-3B. Вариант 310G характеризовался заменой концевых топливных баков типа «Типа» на баки типа «Stabila-Tip»; Model 3101 образца 1964 года имела удлиненные мотогондолы, в которых расположили багажные отсеки; Model 310К образца 1966 года отличалась измененным задним остеклением кабины.

В 1969 году «Cessna» пополнила семейство Model 310Р вариантом Turbo-System 310Р с двигателями Continental TSIO-520-B мощностью 285 л. с., а годом позже появилась Model 310Q/Turbo 310Q  с окном в задней части кабины, имевшей более выпуклую форму. Последним представителем семейства 310 стал вариант Model 310R, появившийся в 1975 году и отличавшийся полностью перепроектированной и удлиненной носовой частью, в которой разместили отсек для багажа (159 кг) и авионики, а также новой носовой стойкой шасси и рядом других усовершенствований. Model 310R/Turbo 310R выпускались до 1981 года. Всего было выпущено более 5400 самолетов семейства 310.

Model 320 Skyknight

В 1962 году «Cessna» представила Model 320 Skyknight, созданный на базе модели 310F, но имевший два двигателя Continental TSIO-470-B с турбонаддувом мощностью по 260 л. с., а также отличавшийся измененной хвостовой частью фюзеляжа, двумя дополнительными окнами в кабине (по одному с каждого борта) и обязательной установкой кислородной системы. Model 320 Skyknight развивал на высоте 4877 м скорость 426 км/ч, практический потолок  8290 м. Модели 320А/В Skyknight образца 1963-1964 годов имели те же усовершенствования конструкции, что и модели 310Н/1, а самолет Model 320D Executive Skyknight получил двигатели TSIO-520-B мощностью по 285 л. с., развивал скорость 442 км/ч и имел практический потолок 8930 м. Последними серийными модификациями стали Model 320E/F Executive Skyknight образца 1967-1968 годов, после чего компания «Cessna» перешла на выпуск самолетов семейства Turbo-System 310Р. Всего было выпущено 575 самолетов Skyknight.

Model ТЗОЗ Crusader

В конце 1970-х годов «Cessna» приступила к разработке четырехместного легкого двухмоторного самолета, который получил обозначение Model 303 и рассмагривался в качестве учебного для годготовки пилотов и для частных шиавладельцев. Опытный самолет ; двигателями Lycoming 0-360-А мощностью по 160 л.с. совершил тервый полет 15 февраля 1978 го-ia. В серию он не пошел  «Cessna» ззамен разработала шестиместный Г303 Clipper, облетанный 17 октября 1979 года и оснащенный двумя деигателями Teledyne-Continental rSIO-520-AE с турбонаддувом, имевшими мощность по 250 л. с. каждый. Выпуск ТЗОЗ начался в эктябре 1981 года под обозначением Crusader, хотя авиакомпания «Pan American Airways» предпочла название Clipper. Самолет имел максимальную скорость 400 км/ч, максимальную дальность полета 1889 км; всего до 1985 года было выпущено 297 самолетов.


Cessna 337 Skymaster


Прототип Cessna 336 Skymaster совершил первый полет 28 февраля 1961 года и представлял собой новую машину в достаточно консервативном классе самолетов общего назначения. Его отличия двухбалочная конструкция, двигатели с тянущим и толкающим воздушными винтами установлены в носовой и хвостовой частях фюзеляжа (такое размещение двигателей позволило повысить безопасность полета при отказе одного из них). Маркетинг модели Skymaster был начат в мае 1963 года, самолет оснащался двигателями Continental Ю-360 мощностью по 210 л.с. и имел четырехместную кабину, а также трехопорное шасси. Всего было выпущено 195 самолетов Skymaster. В 1965 году в серию пошел пятиместный Model 337 Super Skymaster (внизу), имевший более мощные двигатели и убирающееся шасси.В апреле 1967 года появился вариант Т337 Turbo Skymaster  с двигателями TSIO-360 с турбонаддувом, развивавшими мощность 210 л.с. каждый. В 1973 году семейство Super Skymaster пополнилось самолетом Model Р337 Skymaster (справа), созданным на базе Model 337G, но имевшим герметизированную кабину (давление около 0,24 кг/см2), измененное остекление кабины и оснащавшимся двигателями Continental TSIO-360-C мощностью по 225 л.с. Все три модификации Super Skymaster выпускались «Reims Aviation»  европейской дочерней компанией «Cessna», которая разработала свой самолет с укороченным взлетом и посадкой, а также военизированный вариант FTB337G Milirole с подкрыльевыми узлами подвески и аварийно-спасательным комплектом.

Варианты Super Skymaster для решения задач передового авианаводчика и ведения психологической войны получили обозначение 0-2А (М337) и 0-2В (МС337), соответственно, они активно применялись во вьетнамской войне. Всего ВВС CLUA получили 479 самолетов 0-2А и 31 самолет 0-2В (последние переоборудовались из коммерческих Model 337), плюс 34 самолета 0-2А получили иранские ВВС. Военные варианты коммерческих Super Skymaster также получили Зимбабве и ряд стран Латинской Америки. «Cessna» прекратила выпуск Model 337 в 1980 году, передав права на данное семейство компании «Reims Aviation». Всего было выпущено 2484 гражданских самолета семейства Civilian Skymaster.