Будущее пассажирской авиации

Скорость, удобство, безопасность  три кита полетов на самолетах. По прогнозам, скоро к ним добавятся еще дешевизна и экологичность. Факт остается фактом: будущее пассажирской авиации мы с вами можем видеть уже сегодня. Так какое оно?В наше время срок эксплуатации крылатых машин часто измеряется десятилетиями. Поэтому новейшие самолеты, разработанные такими компаниями, как Boeing или Airbus, уже сейчас можно назвать будущим пассажирской авиации.


Именно в качестве «самолета будущего» позиционируется новейшая разработка компании Boeing - Dreamliner. Boeing 787 Dreamliner -это широкофюзеляжный двухдвигательный авиалайнер. Предполагается, что в модификации 787-10 он будет способен вмещать до трехсот пятидесяти пассажиров. «Лайнер мечты» имеет ряд революционных конструкторских решений, делающих его настоящим самолетом будущего. Во-первых, 787-ой стал первым в мире широкофюзеляжным авиалайнером, в конструкции которого было задействовано такое большое количество композитов. Из композитных материалов изготовлено более половины его фюзеляжа.

Для сравнения, в планере Boeing 777 доля композитов не превышает девяти процентов. В конструкции двигателя самолета тоже имеется значительный процент композитов. В результате широкого применения новых материалов Dreamliner, с одной стороны, обладает высоким уровнем безопасности, с другой - имеет хорошие летные характеристики. Крыло самолета получило изгиб, придающий лайнеру выразительные индивидуальные черты. Конечно, в основе конструкции крыла лежит отнюдь не забота об эстетике. Такая конструкция нужна, прежде всего, для увеличения подъемной силы. Еще одна важная особенность самолета - его экономичность. Dreamliner расходует на 20% меньше топлива, чем другие машины такого класса.Правда, начало коммерческих полетов «Дримлайнера» вскрыло ряд трудностей технического характера. Но когда речь идет о вводе в эксплуатацию новых видов техники, подобные проблемы имеют повсеместный характер. Как бы там ни было, сегодня Boeing 787 Dreamliner - эталон технологичности и комфорта.

А что скажет Отечество? Непростой вопрос. После развала СССР наш авиастроительный комплекс оказался в очень непростой ситуации. В наше время российскими специалистами предпринимаются отчаянные попытки спасти положение. Первой «ласточкой» российской пассажирской авиации можно считать Sukhoi Superjet 100, который был разработан ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». Но было бы неразумно проводить аналогии между разработкой «Сухого» и уже упомянутым «Дримлайнером». Во-первых, это самолеты разного класса. Superjet представляет собой так называемый ближнемагистральный пассажирский самолет, базовая модификация которого вмещает лишь 98 пассажиров. Во-вторых, отечественный самолет не претендует на звание «революционной» новинки. Скорее, разработка «Суперджета» - ответ отечественной авиастроительной отрасли на требования времени. Тем не менее в скором будущем Sukhoi Superjet 100 станет одним из основных самолетов российских авиакомпаний. Не последняя роль в создании SSJ принадлежит коллегам из Франции. Именно с их помощью был разработан двигатель SaM146, обладающий хорошими показателями расхода топлива. К февралю 2013-го года построено 24 самолета SSJ.


Надежды отечественного авиастроения связаны не только с Sukhoi Superjet 100, но и с проектом, имеющим обозначение МС-21 (Магистральный самолет XXI века). Его разработчиком является корпорация «Иркут». Сам МС-21 —это проект среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета. Предполагается, что в модификации МС-21-400 самолет сможет брать на борт до двухсот тридцати пассажиров. Пока что о самолете известно немного. На авиасалоне МАКС-2011 представили полноразмерные макеты кабины и пассажирского салона. Вероятно, конструкция самолета будет включать в себя ряд новаторских (для российского авиапрома) решений. В конструкции МС-21 широкое применение найдут композитные материалы. В частности, крыло самолета будет состоять из углепластика. Его разработкой занимается компания с говорящим названием «АэроКомпозит». На первом этапе самолет оснастят двигателями американского производства PW1400G. В отдаленной перспективе на МС-21 предполагается установить российские двигатели ПД-14. В «Объединенной авиастроительной корпорации» считают, что первый серийный образец МС-21 будет готов к 2017-му году. А в 2020-м году должно начаться его серийное производство.

Согласно первоначальным планам, российский самолет должен был составить конкуренцию авиалайнерам Boeing и Airbus. В то же время, как считают эксперты, главным конкурентом МС-21 станет китайский пассажирский самолет Comae С919 .
Последний, кстати, тоже вызывает большой интерес специалистов. Comae С919 станет крупнейшим в истории Китая серийным пассажирским самолетом. Но интерес к нему вызван не только этим. Новая китайская разработка -
важный шаг в долгосрочной программе, направленной на преодоление монополии западных держав в авиастроении.
Когда речь идет о проектах недалекого будущего, в первую очередь вспоминается Airbus А350. В модификации А350-1000 новый пассажирский самолет сможет перевозить до трехсот пятидесяти пассажиров. В линейке самолетов Airbus он призван сменить А340, а еще дополнить собой более современный АЗЗО.Именно А350 в недалеком будущем будет главным конкурентом «Дримлайнера». Как и в случае с новой разработкой компании Boeing, в конструкции А350 найдут свое широкое применение новые материа-лы. Композиты составят 52°/с от общего веса самолета. Несмотря на жесткую конкуренцию на рынке пассажирской авиации, уже сейчас можно с уверенность сказать, что А350 будет коммерчески успешным проектом. Первый полет А350 намечен на этот год, а начало его эксплуатации - на 2014-й.

Еще одна интересная разработка компании Airbus - узкофюзеляжный пассажирский самолет А320пео, созданный на базе А320. В основе проекта - снижение потребления топлива. В сравнении с базовым вариантом, новые двигатели позволят А320пео снизить расход горючего на 15%. Это сделает эксплуатацию самолетов более рентабельной. Кроме того, такой подход призван снизить количество вредных выбросов. Начало эксплуатации А320пео намечено на 2016-й год.
В ответ на разработку европейцами А320пео Boeing не так давно начал проектирование модели 737 МАХ. Базой для нового самолета послужил самый популярный в мире узкофюзеляжный пассажирский самолет Boeing 737. По заявлению представителен компании, Boeing 737 МАХ будет расходовать на 4% меньше топлива, чем его европейский конкурент. Поставки авиалайнера заказчикам намечены на 2017-й год.

В общем, совсем скоро на международном рынке пассажирских самолетов развернется настоящая битва титанов.
Некоторые авиалайнеры, разработанные в рамках программы NASA, имеют по-настоящему диковинный внешний вид. Именно таким является проект пассажирского самолета, разработанный Lockheed Martin. BOX WING JET внешне представляет собой настоящий биплан XXI века. По мнению разработчиков, такая компоновка позволит самолету преодолевать большие расстояния при использовании минимального количества топлива. В сумме с инновационными двигателями это позволит авиалайнеру быть в полтора раза экономичней современных авиалайнеров.

Большой интерес представляют разработки Массачусетского технологического института (MIT). Ученые довольно оригинально подошли к вопросу снижения шума в пассажирском салоне. Проект Hybrid Wing Body H-Series построен по аэродинамической схеме «летающее крыло», что само по себе очень нестандартное решение. По крайней мере, для пассажирской авиации. Эта концепция позволит разместить двигатели самолета в задней части фюзеляжа. Таким образом, шум двигателей можно будет свести до минимума. Сам авиалайнер весьма внушительных размеров, способен вмещать до трехсот пятидесяти пассажиров. Скорость самолета должна превысить 0,8 Маха.