Британский всепогодный перехватчик Gloster Javelin


При разработке первого британского всепогодного перехватчика с дельтовидным крылом  Gloster Javelin  были учтены все достижения авиационной науки и техники, появившиеся после окончания Второй мировой войны. 4 января 1947 года британское министерство снабжения (MoS) выпустило спецификацию F.44/46 Ref. No.7/Aircraft/R.D.T.2(d) на прототип двухместного ночного истребителя для ВВС, способного выполнять перехват воздушных целей на высотах до 12192 м, вооруженного четырьмя 30-мм пушками, обладающего на высоте 7620 м скоростью 972 км/ч и способного маневрировать у земли на максимальной скорости с перегрузкой 4g. На основе данной спецификации и появился самолет Gloster Javelin, в котором воплотились все технические достижения авиации на тот период. В 1948 году фирма «Gloster» представила MoS два проекта: перехватчик F.43/46 и дневной/ночной истребитель F.44/46. Проекты имели много общего: дельтовидное крыло и оперение, вооружение (одна 11,43-мм безоткатная пушка или четыре 30-мм пушки). Рассмотрев проекты, MoS выпустило две новые спецификации: F.3/48 на дневной истребитель (в результате появился Hawker Hanter) и F.4/48 на ночной истребитель.

Министерство 21 мая 1948 года одобрило постройку четырех прототипов F.4/48, но в ноябре 1949 года правительство лейбористов сократило число прототипов до двух. Однако 22 марта 1951 года было принято решение о постройке пяти прототипов (прибавился прототип тренировочного варианта). Сборку первого прототипа GA5 (WD804) завершили в 1951 году, первый полет он выполнил 26 ноября того же года. Полет пришлось прервать из-за бафтинга хвостового оперения. После доработки бафтинг не возникал. Летом 1952 года сравнительные испытания проходили GA5 и de Havilland DH.l 10. 7 июля 1952 года министерство авиации признало лучшим самолет фирмы «Gloster», получивший наименование Javelin.

Javelin представлен публике

Из-за ошибки на посадке прототип WD804 был разбит, поэтому фирма «Gloster» передала на конкурсные испытания второй прототип WD808, который выполнил первый полет 20 августа 1952 года, а через две недели его показали в Фарнборо на авиационной выставке. Из-за малого налета прототипа показ ограничили выполнением проходов с небольшой скоростью. Третий прототип, WT827, полетел в марте 1953 года. Эта машина предназначалась для испытаний вооружения, на ней установили четыре крыльевые 30-мм пушки ADEN. 4 июня 1953 года WT827 впервые поднялся в воздух с двумя ПТБ емкостью по 1137 л. На WT827 также отрабатывалась форма конуса антенны РЛС. Первый обтекатель был коротким и бульбообразным, позже форму изменили на остроконечную, удлиненную. На четвертом прототипе, WT830, установили новое крыло. На WT830 удалось впервые превысить скорость звука.Пятый прототип, WT836, являлся первым самолетом Javelin, максимально приближенным к серийному стандарту. Фонарь кабины летчика и штурмана для пятого прототипа спроектировали заново. Самолет и, прежде всего, фонарь интенсивно испытывались в Бо-скомб-Дауне. В 1954 году на третий прототип, WT827, установили систему дозаправки в воздухе.

Серийные Javelin

Первый серийный Javelin FAW. Mk 1 собрали следом за WT836. От пятого прототипа он отличался только окраской. Верхние поверхности камуфлировали в цвета «Dark Sea Grey» и «Dark Green», нижние поверхности окрасили в цвет «Light Aircraft Grey». Нижние поверхности самолетов поздней постройки окрашивались в серебристый цвет. Первой в британских ВВС самолет Javelin получила в феврале 1956 года 46-я эскадрилья, дислоцированная на авиабазе Одихэм, Хэмпшир. Javelin стал первым в британских ВВС всепогодным перехватчиком с дельтовидным крылом.