Бразильский бестселлер ЕМВ-110 Bandeirante


EMBRAER Bandeirante вошел в число наиболее удачных современных легких турбовинтовых авиалайнеров  проданс более 500 таких самолетов. Лучшее время этой машины уже в прошлом, тем не менее, самолет и сейчас эксплуатируется несколькими небольшими кампаниями. Концепцию самолета Bandeirante предложил в июне 1965 года французский конструктор Макс Хольст. Группа во главе с ним работала под контролем Министерства авиации Бразилии. Министерство выдало задание на проектирование легкого пассажирского самолета для замены Beech Super 18, которое затем распространили и на машину для ВВС Бразилии. Проект получил обозначение PAR-6504, это был низкоплан с убираемым шасси с носовой опорой и силовой установкой с двумя ТВД Pratt & Whitney Canada РТ6А-20 мощностью по 550 л. с.

Первый ЕМВ-100 (IPD-6504) выполнил первый полет 22 октября 1968 года. За первым построили еще два прототипа и один планер для статических испытаний. IPD-6504 обладал рядом технических дефектов. Проект периодически изменяли под требования ВВС Бразилии и в надежде найти для самолета нишу на мировом рынке, прежде всего, в США. Угловатые мотогондолы первых самолетов облагородили, основные опоры шасси сделали убираемыми в мотогондолы полностью, установили моторы РТ6А-27 мощностью по 680 л. с. Хвостовую часть фюзеляжа удлинили, перепроектировали кабину и улучшили аэродинамику носовой части, увеличили емкость топливных баков. В связи с увеличением размеров планера пришлось увеличить и площадь оперения. Иллюминаторы сделали не круглыми, а прямоугольными. Изменения конструкции фюзеляжа, в числе прочего, включали установку по левому борту дверей со встроенными трапами. IPD-6504 предназначался для перевозки девяти пассажиров, ЕМВ-110 мог перевозить от 12 до 16 пассажиров. Прототип ЕМВ-212 выполнил первый полет 19 августа 1972 года. По результатам испытаний ВВС Бразилии признали самолет удовлетворяющим требованиям. Машина получила военное обозначение С-95; первые три самолета поступили в бразильские ВВС в январе 1973 года, еще четыре  до конца 1973 года.

Бразильский сертификат летной годности самолет Bandeirante получил 20 декабря 1972 года. Четвертый серийный ЕМВ-11 ОС передали авиакомпании «Transbrasil Airlines» в марте 1973 года. Затем «Transbrasil» получила пять следующих Bandeirante, позже компания вошла в состав «Nordeste Aereas Regionais S. А.». В этот период было образовано несколько небольших региональных компаний. Самолеты Bandeirante составляли значительную часть парка всех новых авиакомпаний. «Rio Sul Ser-vi<;os Aereos Regionais S. А.», к примеру, получила пять Bandeirante и семь Piper Navajo/Navajo Chieftain для работы в регионе южнее Сан-Пауло.

Корпоративный самолет

Еще одной нишей использования Bandeirante стали корпоративные перевозки и аэротакси. Для этих целей фирма EMBRAER предложила варианты ЕМВ-110Е и ЕМВ-110J вместимостью семь и восемь пассажиров, соответственно. На стандартных пассажирских Bandeirante кресла в салоне ставились по три в ряд  одно у левого борта и два у правого. В корпоративном варианте кресла ставились вдоль бортов  «лицом к лицу». Первым заказчиком аэротакси стала компания «Sudeco», выбрав именно Bandeirante в пику самолетам Beech King Air и Swearingen Merlin. Услугами «Sudeco», в частности, пользовалась «Furnas Centrais Eletricas S.А.» и ряд национальных промышленных корпораций, а также администрация на местах.

Продажи в Америке

Очевидно, что корпоративный вариант был предназначен в основном для заказчиков из США. Сертификат FAA получить долго не удавалось в силу протекционистской политики американских властей, защищавших интересы своих производителей. Однако в 1978 году было заключено соглашение между фирмами EMBRAER и «Aero Industries of Los Angeles» (компания-владелец нескольких локальных авиаперевозчиков), после чего Bandeirante получил сертификат FAA. Самолеты Bandeirante встретили серьезную оппозицию со стороны американских перевозчиков и промышленности, прежде всего, из-за своей низкой стоимости  выпуск самолетов частично субсидировало правительство Бразилии. Тем не менее мелкие перевозчики стали делать заказы. К маю 1979 года Bandeirante эксплуатировали компании «Wyoming Airlines» (три самолета), «Mountain West Airlines» (четыре) и «Transmountain Airlines» (три) из Денвера, Колорадо. Большинство эксплуатантов располагало значительным самолетным парком, используя ЕМВ-110 для заполнения бреши между 8-10-местнымм самолетами и более крупными 30-40-местными турбовинтовыми лайнерами. В 1977 году в Европе появились ЕМВ-110Р1 и ЕМВ-110Р2. Первые такие машины закупили региональные компании Франции. «Air Littorial» располагала шестью ЕМВ-110Р2, которые выполняли полеты из базового аэропорта Монпелье на 29 аэродромов в Южной Франции, Испании и Италии.

Эксплуатация в Великобритании

Несколько машин Bandeirante закупили британские авиаперевозчики. Большинство самолетов обслуживали нефтепромыслы в Северном море и эксплуатировались вновь образованными компаниями «Air Ecosse» и «Air Shetland». Компании «второй линии» сочли Bandeirante вполне пригодным для своих нужд. ЕМВ-110 появились в компаниях «Loganair», «Dan-Air» и «Air UK». Крупнейшим эксплуатантом стала «Fairflight» из Бигин-Хилла, унаследовавшая бизнес «Air Ecosse», а также выполнявшая чартеры в интересах «Mobil» и «British National Oil Corporation». Один EMB-110P1 использовался «Datapost» для перевозки почты, самолет был полностью окрашен в красный цвет и доставлял экспресс-почту ночью во все уголки страны.

Многие годы в США успешно работала компания «Allegheny Commuter system», которая по соглашению сдавала маршруты с небольшим пассажиропотоком в концессию мелким авиаперевозчикам, использовавшим отлаженную сеть «Allegheny Commuter system». Данную схему работы скопировала британская «British Caledonian», которая интегрировала самолеты Bandeirante из компании «Genair» в свою сеть. «British Caledonian Commuter Services» выполняла полеты из Гэтвика в Хамберсайд, Лидс, Брэдфорд, Ливерпуль, Тиссайд и Норвич. Эти Bandeirante были окрашены в цвета «British Caledonian».Bandeirante серийно выпускался до 1989 года, поставлено более 500 самолетов.

ЕМВ-110 сегодня

В настоящее время ЕМВ-110 снимаются с эксплуатации. Многие операторы вернули свои самолеты в Южную Америку, где они все еще довольно широко эксплуатируются.