Беспилотные летательные аппараты

История компании началась еще в 1996-м году. Тогда новоиспеченная «Индела», образованная как полностью независимая организация с частным капиталом, занималась лишь созданием систем телеметрии и высокоскоростной передачи данных. Примерно через три года по заказу военных началась разработка модульной системы управления беспилотными летательными аппаратами. Самих аппаратов ни у «Инделы», ни у их заказчиков на тот момент не было и в помине. Это и сподвигло руководство компании на создание собственных решений.

-    Главная проблема в нашей области, не считая денег, - острая нехватка квалифицированных кадров, - признается Милютин. - Наш персонал - это сборная солянка. Основная часть специалистов осталась еще со времен Советского Союза. С его развалом многие светлые головы уехали за рубеж, кто в США или Европу, кто в Россию или другие страны бывшего СССР. В условиях такой нехватки квалифицированных специалистов они пользуются спросом почти везде. Но время прошло, ситуация в экономическом плане перестала быть столь катастрофической, и некоторые вернулись на Родину. Мы стараемся переманивать к себе самых лучших: без них в нашей области никак. Конечно, среди молодежи тоже есть достойные специалисты, а некоторые наши сотрудники и вовсе приехали из России и других стран ближнего зарубежья.

Только переманивать сотрудников становится все сложнее.

-    Дело в том, что в России уже осознали, что подобные проекты очень нужны оборонке, а заказывать военное оборудование у соседей считается ниже своего достоинства. Вот и получается, что руководство российского военпрома пытается создавать собственные бюро. Денег при этом никто не жалеет, так что нам с нашим частным капиталом и относительно небольшим оборотом тяжело предложить что-то, что перебьет ставки российских военных.

В начале 2000-х годов компания обратила внимание на новые горизонты - БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой.

-    Сегодня в мире существует лишь семь организаций, создающих решения вертолетного плана подобного уровня. При этом из них лишь две коммерческие - мы и австрийская Schiebel, причем начинали мы примерно одновременно, да и боролись за одни и те же заказы, - продолжает Денис.

Начали компании схоже, но почти сразу же их судьбы стали различаться весьма разительно. То ли благодаря везению, то ли географии, но Schiebel удалось заключить весьма выгодный контракт на постройку сорока вертолетов для нужд армии ОАЭ.

-    История довольно веселая. Дело в том, что в итоге Schiebel заказала у нас лопасти для этих вертолетов. Компания, получив значительную предоплату от армии ОАЭ, решила пойти по пути наименьшего сопротивления и заказать комплектующие у сторонних организаций. Среди поставщиков, с которыми связались ее представители, оказалась германская компания, которая разместила субподряд на разработку и изготовление лопастей у нас. Разумеется, что мы ничего об этом не знали и взялись за разработку с нуля не для себя, а для заказчика. Как оказалось, в итоге выиграли все: мы получили технологию изготовления качественных лопастей за чужие деньги, а конкуренты -готовый продукт. Очень скоро тайное стало явным, так что теперь Schiebel делает лопасти сами.

На протяжении всей своей истории компания остается полностью независимой. Руководство ВС Беларуси никогда не проявляло желаниявзять компанию под крыло и вложить в нее деньги. Конечно, сотрудничество с белорусскими военными в истории «Инделы» есть.

-    Мы разрабатывали для белорусской армии тактический беспилотный самолет «Гриф-1», но сотрудничество изначально было направлено на полную передачу технологий. То есть мы разработали этот са-
молет, сделали прототип и испытали его по всем стандартам. После этого передали чертежи, и теперь этот аппарат полностью производится на военном ОАО «558 завод».

Привычка рассчитывать только на собственные деньги помогла «Инделе» прийти к успеху.

-    На самом деле вышеупомянутая компания Schiebel сейчас является только разработчиком, производителем небольшой части узлов и конечным сборщиком. В то же время у «Инделы» куда более полный цикл - мы делаем почти все, - добавляет Владимир Чудаков. - Ну что, вы на производстве еще не фоткали? Ладно, пока там занято, давайте попьем кофе.