Авиасалон "ФАРНБОРО" - 2012





В городке Фарнборо, графство Гэмпшир, прошел традиционный авиасалон. Несмотря на серьезную рекламу в авиационных СМИ и Интернете, в этот раз экспозиция принесла откровенное разочарование: минимальное число новинок, никаких сенсационных презентаций и показов, более чем скромная летная программа. Над аэродромом «британского ЛИИ» не отметилась даже знаменитая пилотажная группа «Ред Эрроуз»видимо, и по ним прошелся кризис, лишив керосина для тренировок и выступлений. Вместо «Красных Стрел» каждый день выступала некая группа «Сордз» на легкомоторных пилотажных монопланах. Если вкратце-до «Красных Стрел» этим летунам, как до Луны.

Но вернемся к экспозиции. Прежде всего, хочу сказать о том, что было представлено на «линейке». Наиболее представительная военная экспозиция была, что и неудивительно, у американцев-в статике демонстрировались истребители Боинг F-15E «Страйк Игл», Локхид Мартин F-16C «Блок 52» (от себя отмечу, что самолеты модификации «Блок 52» относятся к наиболее совершенным в ВВС США), а также палубный Боинг F/A-18F «Супер Хорнет». Еще один

«Шершень» каждый день крутил над выставкой отличный пилотаж, демонстрируя развороты с высокой перегрузкой, выходы на сверхкритический угол атаки, петли и т. п. Его летная демонстрация была, пожалуй, наиболее зрелищным элементом ежедневного показа авиатехники в воздухе.

Еще одной звездой летного показа стал конвертоплан Белл-Боинг «Оспри». Один его экземпляр, вместе с макетом двигателя, постоянно находился на линейке, а второй совершал ежедневные облеты аэродрома, демонстрируя эффектный взлет по-вертолетному. Затем «Оспри» совершал круг почета в самолетном режиме, и, наконец, выполнял эффектный заход на посадку в промежуточном режиме, переходящем в вертолетный. Кроме того, американцы выкатили военнотранспортные самолеты С-17 и Локхид Мартин C-130J. Неподалеку от них, видимо, для сравнения, стоял окрашенный «под орла» более ранний вариант С-130Н ВВС Колумбии.

Фирма «Эрбас Милитари» демонстрировала свой многострадальный турбовинтовой BTC А400М, который не летал, очевидно, из-за вновь обнаруженных проблем с силовой установкой, а также такого «старичка», как легкий ВТС С-295, которым уже сложно кого-либо удивить, хотя экспортный потенциал этой машины по-прежнему впечатляет. Глядишь, под недавний шумок о списании самолетов типа Ан-26 его предложат российским ВВС.

Шведы демонстрировали в линейке патрульный морской турбовинтовой самолет SAAB 340 и прототип истребителя SAAB JAS-39F «Грипен NG», интереснейший самолет поколения «4++», который для визита в Фарнборо ненадолго прервал программу летных испытаний. На мой взгляд, именно он стал гвоздем статической экспозиции военных самолетов. В отличие от американцев, которые пускали к себе на стоянку техники, в основном, по спецпригла-шениям, заставляя предварительно оставлять на входе все сумки, пакеты и баулы (меня, например, так и не допустили: «Не положено!»), у шведского истребителя, рядом с которым скромно стояли два макета подвесного вооружения, дежурила симпатичнейшая барышня, которая стирала с ракет брызги после каждого дождевого шквала (а их случалось по полтора-два десятка в день), а также раздавала проспекты, брошюры и (что невероятно!) сувениры всем заинтересованным. Несмотря на то, что «Грипен NG» на салоне не летал (вместо него в летном показе «отдувался» его старший брат, JAS-39C), он, вместе со всем тем, что его окружало и что находилось на внешней подвеске, производил весьма внушительное впечатление: под крылом красовались макеты УР увеличенной дальности MBDA «Метеор», снабженной прямоточным двигателем, которая в настоящее время заканчивает цикл испытаний и скоро будет принята на вооружение. Большой интерес вызвал также натурный макет перспективной малозаметной КР «Таурус».

Итальянско-международная (глобализация-наше все!) группа компаний «Финнмеканика», занимавшая самое почетное и самое дорогое место на выставке, представила, в числе прочего, самолет Аления-Аэр-макки С-27 «Спартан». Интересно, что с левого борта он был поименован MC-27J. На выставке была распространена информация, что в варианте «спецштурмовика» в стиле «Ганшип» этот легкий ВТС будет нести 40-мм автоматическую пушку «Бушмастер», стреляющую сквозь портик в левом борту и устанавливаемую на быстросъемной паллете, что позволит переоборудовать транспортный самолет в «Ганшип» за очень короткое время. Правда, практически отсутствовала информация о системе управления этим оружием. На салоне состоялась «дуэль» двух «братьев-близнецов»: российского УБС Як-130 и итальянского Макки М346 «Мастер», вышедших в начале 2000-х гг. из единой программы и впервые показанных в рамках одной выставки. Испытывая законную гордость за наш авиапром, скажу, что дуэль завершилась, бесспорно, в пользу нашего самолета: в отличие от итальянца он активно летал каждый день и нес под крылом солидный комплект вооружения, что придавало ему весьма грозный и бравый вид.

Очень хорошо летал, а также блистал в наземной линейке единственный в мире находящийся в производстве сверхзвуковой УТС KAI Т-50 «Голден Игл» из состава корейской показательно-пилотажной эскадрильи. Несмотря на некоторую техническую помощь со стороны американской фирмы «Локхид Мартин», самолет был в основном разработан, а также полностью испытан и освоен в серийном производстве в Республике Корея. В настоящее время он принимает участие в конкурсе на перспективный УТС для ВВС США. На его базе разработан и испытывается истребитель-бомбардировщик А-50.

Швейцарская фирма «Пилатус» представила старенький турбовинтовой УТС РС-21, бодро покрашенный в ярко-алый цвет, а американская «Хоукер Бичкрафт»его прямой аналог, хотя и сделанный на полтора десятка лет позже, «Тексан-2», с хищной пастью, нарисованной вокруг воздухозаборника. Ни тот, ни другой не летали, видимо, присутствуя на авиасалоне чисто «для галочки».

В заключение несколько слов об экспозиции известнейшей и, не побоюсь этого слова, некогда прославленной фирмы «БАЕ сис-темз», которая имела откровенно бледный вид. С позволения сказать, в линейке (на самом деле, перед входом в павильон фирмы, который находился от линейки на значительном расстоянии), размещался макет истребителя EF2000 «Тайфун», масштабный макет якобы перспективного (а на деле-пребывающего в ко-матозе) ударного БПЛА «Таранис», и-о, счастье!реальный УБС «Хок» 206 (самолет с уже более чем 40-летней историей). Несколько сглаживало в целом убогое впечатление от подобной экспозиции обилие подвесного, контейнерного и встроенного вооружения вокруг «Тайфуна» и «Хока». Истребитель «Тайфун», кроме того, ежедневно совершал показательные полеты, но сводились они, в основном, к пролетам по прямой и устоявшимся виражам до горизонта. Все это особенно странно, учитывая огромное желание англичан найти покупателей на самолеты EF2000 двух последних серий, изначально предназначавшихся для британских ВВС. На выставке «Фар-нборо-2000», помнится, «Тайфун» был всеобщим кумиром, выполняя неустоявшиеся развороты с креном в 90°, радиусом буквально в три собственные длины.

На второй день выставки над летным полем прогромыхал (видимо, оказав великую милость) американский Боинг В-52. Пролет в программках выставки был обозначен как «визит из прошлого» (Vintage Flight). В общем, правильно. А как его еще назвать?

Перейдем к пассажирским самолетам. Знаете, оформить эту часть я хочу несколько нетривиально. Да, был в линейке и мастодонт А380 малазийских авиалиний, и Боинг 787 авиакомпании «Катар Эйруэйз», вокруг которого раздавалось много охов и ахов: какой же у него комфортабельный салон! Был и Сухой «Суперджет», и Эмбраер-190 для украинской авиакомпании «АвиаСвгг». В общем, тема пассажирских самолетов, от сверхдальних тяжеловозов до региональных, была раскрыта. Но вот истинную радость и удовольствие мне (да и не только мне) принесло созерцание и хождение вокруг настоящего Дугласа DC-10, переделанного в заправщик для частной компании «Омега Тэнкерз», услугами которой пользуются, кроме прочих, и ВВС Великобритании. Факт в том, что в строю у авиакомпаний этих самолетов уже не осталось, поэтому вид старого лайнера, приспособленного под новые задачи, был очень приятен.

Кроме летавшего и блиставшего свежей краской «Дримлайнера», в линейке присутствовал новехонький Боинг 737-900 в ливрее компании «Кориэн Эйрлайнз». Я не буду лишний раз говорить о культуре производства у «Боинга», о высоте которой можно судить, поглядев на отменную гладкость обшивки самолета в районе клепаных и сварных швов. Основной интерес представляла новейшая законцовка крыла для перспективной серии самолетов 737МАХ, названная «Dual Feather» («Двойное перо»). Ее макет выставили прямо под крылом корейского «Боинга». По замыслу конструкторов, она должна способствовать дополнительной экономии 1,2-1,5% топлива. Цифра, которая еще 10-15 лет назад вызвала бы у эксплуатантов пассажирских самолетов ироничную усмешку, в наши кризисно-топливные времена заставляет авиапроизводителей за нее буквально биться.

Для массовости, не иначе, фирма «Эрбас» выставила в линейке известный самолет А320 в варианте летающей лаборатории для испытания законцовок крыла типа «Шарк-лет». Кроме того, европейский авиапроизводитель демонстрировал престарелый турбовинтовой региональный самолет ATR-42 серии 600 с внесенными в конструкцию неведомыми изменениями, позиционируемый как «самый экологически чистый региональный самолет в мире». Честно говоря, верится в такие рекламные лозунги с большим трудом. Кроме 190-й машины, активно продающейся по всему миру, фирма «Эмбраер» представила в линейке своего ветерана-региональный самолет ERJ-145. Очень достойно смотрелась экспозиция бизнес-самолетов канадской фирмы «Бомбардье». Кроме «Лирд-жетов» (чья торговая марка является ныне собственностью канадской компании), особый интерес вызывал административный самолет «Глобал 6000», первым из серийных авиалайнеров оснащенный инфракрасной оптоэлектронной системой обеспечения посадки в условиях ниже метеоминимума. Ее окно расположено перед остеклением кабины экипажа и немного напоминает установку ЛДЦУ на военных самолетах. Французы представили в наземной экспозиции два административных самолета линейки «Фалькон», в том числе-новейший (относительно) «Фалькон 2000LX».

Во время салона с успехом прошла презентация перспективного пассажирского самолета Иркут МС-21. Несмотря на то, что портфель заказов на него нельзя сравнивать с его конкурентами, МС-21 воспринимается, как полноправный игрок на рынке ближнемагистральных самолетов. Среди большой «стаи» административных самолетов, опять же, не было сколь-нибудь привлекающих внимание новинок. Пожалуй, определенный интерес вызывал американский реактивный самолет малого класса «Эклипс 550», закончивший программу летных испытаний еще в 2002 г., но так и не нашедший покупателей. Показательно присутствие в линейке многоцелевого самолета германского концерна RUAG Дорнье-228NG, позиционируемого, несмотря на далеко не детский возраст, как «новое поколение»: на нем установлены новые винты с лопастями из КМ и кабинное оборудование с многофункциональными ЖК-дисплеями.

В классе легкомоторных самолетов различного назначения было весьма «многолюдно»: присутствовали, в основном, американские образцы фирмы «Хоукер Бичкрафт» на основе известной платформы «Кинг Эйр», а также легкие патрульно-наблюдательные двухмоторные самолеты «Симитэр», выполненные на базе платформы Пайпер «Навахо». Порадовало наличие в линейке первого самолета колумбийской национальной разработки-одномоторного УТС Т-90 «Калима», а также первого за десятки лет самолета британской национальной разработки и постройки ~ двухместного двухмоторного поршневого спортивного Спидтвин «Комет», который по своей эстетике и темпераменту достойно продолжает линию старых британских самолетов. «Комет» отлично летал, демонстрируя даже высший пилотаж.

Австрийская фирма «Даймонд» продемонстрировала в линейке и в полете свои широко известные легкомоторные самолеты двойного назначения. Некоторое недоумение вызвало наличие в линейке целых трех древних двухмоторников Бриттен-Норман «Айлендер», в гражданском, патрульном и вооруженном штурмовом вариантах. Фирма «Вёрджин Галактик» представила натурный образец суборбитального ВКС «Спэйсшип Ту», который, по многочисленным заявлениям его владельцев, в самом скором будущем начнет поднимать в космос за смешные деньги первых туристов. Винтокрылая техника на салоне была представлена весьма обильно, летала активно и много. Кроме показательных полетов, публика могла ежедневно наблюдать взлеты и посадки многочисленных «Экюреев», 109-х «Агуст» и «Сикорских»-76 в «Хе-липорте» на территории выставки, доставлявших в Фарнборо VIP-клиентов из Лондона. Много внимания привлек к себе серийный образец новейшего двухдвигательного вертолета Еврокоптер ЕС-175, окрашенного в цвета береговой охраны. На момент проведения выставки эта машина еще только ожидала получения сертификата летной годности.

Американцы в одной линии с истребителями демонстрировали легкий армейский вертолет EADS Норт Америка UH-72 «Лакота» В воздухе и в наземной линейке группы «Финнмеконика» демонстрировались три пассажирских вертолета фирмы «Агуста Уэстлэнд»: AW189, AW169 и AW139. Их групповой полет выглядел весьма эффектно. Кроме них, «Финнмеканика» выставила в статике серийные вертолеты NH-90 и «Линке Уайлдкэт» (под итальянским индексом AW159), пред-серийный образец военной версии известного в мире вертолета AW139M, снабженный пилонами для внешней подвески, БРЛС и оптоэлектронной системой наблюдения и наведения оружия. В ходе выставки прошла презентация пассажирского вертолета Ка-62. Откровенным курьезом в статической линейке смотрелся вертолет Сикорский S-70I «Блэк Хок», произведенный на польском предприятии PZL-Мелец. Стоило вертолету морально устареть, как его начали выпускать в Польше. Тема беспилотных аппаратов была раскрыта весьма поверхностно. Наибольший интерес вызвали аппараты самолетного типа фирмы «Селекс Галилео», входящей в группу «Финнмеканика», «Sky-Y» (прототип) и «Фалько» (серийный), предназначенные для решения задач разведки, наблюдения и рекогносцировки.

А вот в исторической экспозиции на «Фарнборо-2012» было на что взглянуть! Начать с того, что в первый день работы выставки там приземлились единственный сохранившийся в летном состоянии стратегический бомбардировщик Авро «Вулкан», находящийся в частном владении и носящий гордое имя «Дух Великой Британии» и гидросамолет-амфибия Консолидэйтед «Каталина». В тот же день на другом конце поля были замечены бомбардировщик Авро «Ланкастер» и истребитель Супермарин «Спитфайр» IX, очевидно, прибывшие для участия в другой авиационно-исторической выставке, «Интернэшнл Эйр Тату» (об этом событии будет подробнее рассказано в следующем номере журнала. Прим. редактора).

Кроме того, в статике демонстрировались два самолета, приписанные к ЛИЦ «Фарнборо»: летающая лаборатория БАЕ «Джетстрим» и учебно-тренировочный самолет «Джет Провост», сиявшие новой глянцевой краской и производившие самое приятное впечатление. Фирма «БАЕ системз» выставила возле своего павильона отлично восстановленный экземпляр героя Второй мировой войны-легендарный «Спитфайр» V. Самолет несет аутентичный камуфляж с окраской нижней поверхности в черный и белый цвета, у патрубков мотора и пулеметных амбразур имеется небольшой нагар, смоделированы даже красные матерчатые квадратики, которыми прикрывались амбразуры перед вылетами. Очень достойная работа энтузиастов — волонтеров! Очень жаль, что авиационный музей при авиабазе «Фарнборо», в котором собраны десятки британских самолетов, использовавшихся в разное время в качестве летающих лабораторий, был закрыт на все время проведения выставки. Мне удалось отснять только те экспонаты, которые находятся под открытым небом. Интересно и во многом показательно, что авиационная и космическая промышленность Китайской Народной республики на выставке не была представлена никак.

Перейдем к павильонной экспозиции. В трех больших павильонах была развернута экспозиция фирм «Боинг», «БАЕ системз» и EADS/Эрбас. Фирма «Боинг» представила ряд своих разработок в области самолетов и беспилотных аппаратов связи, разведки, наблюдения, рекогносцировки в виде моделей. Это были самолеты ДРЛОиУ «Веджтэйл», E767AEW и Е-3, а также морской патрульный самолет Р-8А «Посейдон», БПЛА «Фантом Ай» на водородном топливе, мини-БПЛА «Скэн Игл», а также модель перспективного безэ-кипажного подводного аппарата, предназначенного для патрулирования акваторий и мониторинга подводных коммуникаций. Никакой дополнительной информации по этим аппаратам предоставлено не было.

В экспозиции фирмы «БАЕ системз» и группы компаний EADS навязчиво, как мантра, звучало слово «инновации». Внимательно осмотрев экспозицию и тех, и других, я нашел в британском павильоне лишь один экспонат, который с уверенностью можно назвать инновационным. Это была модель БПЛА «Демон», разработанного студентами Крэнфилдско-го университета. Аппарат лишен традиционной механизации крыла, у него также полностью отсутствует вертикальное оперение. Управление по всем трем осям осуществляется путем выдувания воздуха из щелей, расположенных вдоль задней кромки крыла, и использования системы УВТ. В остальном же, экспозиция сводилась к самолетам EF2000 и «Хок» (которые уже давно не инновационны) и участию «БАЕ Системз» в программе Единого ударного истребителя F-35. Мельком были упомянуты БПЛА «Таранис» и «Мантис» (работы по которым если и ведутся, то очень медленно и печально). На специальном стенде демонстрировалась маловнятная конструкция, повествующая о работах фирмы «БАЕ» в области перспективных материалов и активного камуфляжа. Дополнительной информации, опять же-ноль. Зато на входе в павильон публику встречал огромный стеклянный ящик, в котором красовались модели самолетов всех фирм, которые впоследствии вошли в концерн «БАЕ», от Авро «Йорка» и Бристоль «Британии» до «Харриера», «Конкорда» и «Тайфуна»... Да, как говорится, «были когда-то и мы рысаками».

Среди экспонатов фирм, входящих в концерн EADS тоже не было заметно особых инноваций, за исключением макета скоростного экспериментального гибридного вертолета Еврокоптер ХЗ и микро-БПЛА, сконструированного неким студентом, который создал математическую модель его корпуса, а потом распечатал ее на объемном принтере. Остроумное применение перспективной технологии объемной печати. Фирма «Астриум», входящая в космическое отделение концерна EADS, показала на своем стенде макеты нескольких спутников связи и спутниковую «тарелку». В виде макета присутствовал перспективный воздушнокосмический самолет горизонтального старта и посадки, существующий, пока что, в виде ЗЭ-моделей. Был также замечен выставленный для массовки макет БПЛА «Тэлэрион», о закрытии программы которого было объявлено ранее в 2012 г. Присутствовала большая модель самолета Эрбас А350 с интерьером в стиле «парижское кафе», которую могли видеть еще посетители прошлогоднего салона МАКС, а также модель перспективного пассажирского самолета A320NEO.

На фоне подавляющего большинства стендов, российские «Ростехно-логии», а также «Объединенная авиастроительная корпорация», «Иркут» и «Вертолеты России» смотрелись просто блестяще! Их стенды не только отличались высокой информативностью, но и были очень красиво, эстетично оформлены, не оставляя посетителей равнодушными. В качестве контрпримера хочется привести стерд фирмы «Сикорский», на котором, кроме крылатой буквы S и пары кожаных кресел не было ничего! На стенде фирмы «Антонов» из братской Украины демонстрировались отличные модели всех их перспективных самолетов, в том числе Ан-70 и Ан-158. Весьма информативен и интересен был стенд израильской фирмы «Элбит», посвященный, в основном, разработкам в области БПЛА и систем управления ими.

Республика Корея традиционно показала товар лицом, предоставив на своем стенде интересную информацию о ЛА отечественного производства-ударном самолете А-50, легком УБС КТ-1 С и вертолете «Сурион». Экспозиция США была огромна по объему и очень бестолкова по своей сути. Большие стенды имелись у всех штатов, где есть хоть какая-то авиационная промышленность. Полезной информации на этих стендах, правда, не было. Гораздо интереснее обстояли дела со стендами некоторых американских фирм. В частности, фирма «Дженерал Атомикс» демонстрировала крупноразмерные модели своих БПЛА «Грэй Игл», «Ри-пер» и «Эвенджер», причем «Рипер» нес окраску Королевских ВВС. Тем самым американцы непрозрачно намекнули: бросьте разрабатывать свои БПЛА, купите у нас все готовое! Лично у меня огромный интерес вызвал большой стенд американской фирмы «Терма», занимающейся разработкой систем предупреждения и активной самообороны ЛА. На нем были представлены макет малозаметного разведывательного контейнера для самолета F-35, оптическая турель системы предупреждения о пусках ракет, а также ложная буксируемая цель. Интересны и информативны оказались экспозиции американских фирм «Марвин Труп» (пусковые установки, рельсы и бомбовые замки) и «Эссекс Индастриз» (РУС, РУД и штурвалы, выполненные по технологии HOTAS). Экспозиция японских фирм была сведена в один относительно компактный блок. С моей точки Зрения, наиболее интересен оказался стенд фирмы «Кавасаки», где была представлена развернутая информация по программам военнотранспортного самолета С-2, его граж-данизированной версии YCX и морскому патрульному самолету ХР-1. На стенде фирмы «Мицубиси» была выставлена модель центральной секции крыла самолета Боинг 787 и макет перспективного регионального самолета MRJ. Правда, персонал стенда не говорил даже по-английски, и допроситься хоть какой-то конкретики по этим двум экспонатам у меня не получилось.

Чешская фирма «Аэро Водоходы» выступила на этот раз вполне достойно, отрекламировав легкий УБС L-159, программу модернизации знаменитого «Турболета» L-410, а также дав детальную информацию о своем участии в программе бразильского транспортника-заправщика КС-390. ВВС Чехии разместили заказ на один самолет этого типа. Германская фирма «Гроб Эйрк-рафт» предоставила интересную информацию о своем новом однодвигательном УТС G120TP, который может использоваться как для первоначального обучения летчиков-лю-бителей, так и для обучения пилотов более высоких ступеней и их переучивания. Самолет фигурировал на стенде в виде модели.

На большом стенде ведущего западного производителя катапультируемых кресел, фирмы «Мартин Бейкер», экспонировалось четыре кресла, в то время как на светящихся экранах была выведена информация о том, сколько летчиков спаслось благодаря продукции «Мартин Бейкер» в общем (цифра составляла 7400 человек) и за последние 12 месяцев (40 человек).

Британская фирма «Риэкшн Энджинз», занимающаяся разработкой гибридного двигателя изменяемого цикла «SABRE» на водородном топливе для космолета «Скайлон», представила интереснейшие, ранее неизвестные подробности его конструкции и принципов работы. К сожалению, нашему живейшему диалогу с представителем фирмы помешали суровые саудовские летчики, которых также заинтересовала новинка. По оптимистичной оценке фирмы «Риэкшн Энджинз», летный экземпляр «Скайло-на» может быть готов уже в начале 2020-х гг.

Тезка российской авиакомпании-британская фирма «Трансаэро»представила линейку летных шлемов, комбинезонов и средств защиты и спасения экипажей и пассажиров ЛА. Британская же фирма «Альфа Хел-мет Интегрейтед системз» показала несколько моделей высокотехнологичных шлемов, в т. ч., шлем с проецированием информации на прозрачное забрало. Легкое недоумение вызвала огромная по площади экспозиция фирмы «Сафран», занимающейся, кроме прочего, производством шасси, ВСУ и обечаек мотогондол. Кроме неназванной мотогондолы ТРДД, «Сафран» выставил стойку шасси от самолета А340 (это было бы интересно лет 10 назад), шасси самолета «Грипен» (аналогично) и ВСУ для самолета DC-10, который, как я уже отметил выше, является историей авиации.

Итальянская фирма «Алпи Эви-эйшн» демонстрировала в специально отгороженном сеткой пространстве полеты своего мини-мультикопте-ра SIXTON-A шестивинтовой схемы. Отмечу также наличие большого количества стендов никому не известных и малоинтересных фирм, занимающихся производством какой-либо околоавиационной продукции общего назначения (титановых и алюминиевых сплавов, трубок, стекла, крепежа), которые гордо заявляли: «Наша продукция используется на самолете А380!». Имелось также несколько стендов фирм, занимающихся перепродажей запасных частей и силовых установок.

За пять первых дней работы выставку посетило более 120 тысяч биз-нес-посетителей, за последние два дня общего доступа было продано более 130 тысяч билетов. В статике и в полете демонстрировалось 152 летательных аппарата. Выставку посетило 70 делегаций из 44 стран, на ней было аккредитовано 1816 журналистов. В ходе авиасалона было заключено контрактов на общую сумму 47 млрд. долл.