Авианосец "Ляонин"

ВМС КНР пополнились первым авианосцем - 25 сентября 2012 г. в военно-морской базе Далян состоялась церемония ввода в строй авианосца «Ляонин». Корабль назван в честь провинции Китая, в которой расположен Далян (некогда русский порт Дальний). В церемонии приняли участие председатель КНР Ху Цзиньтао и премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. На сегодняшний день «Ляонин» является самым большим кораблем китайских ВМС.



Корабль был заложен в декабре 1986 г. в СССР на Николаевском судостроительном заводе как ТАКР проекта 1143.6. Изначально авианесущий крейсер получил наименование «Рига», измененное затем на «Варяг». После распада Союза строительство корабля остановили на стадии 67% готовности. Согласно договору между Россией и Украиной в 1993 г. «Варяг» отошел Украине. Переговоры о дальнейшей судьбе крейсера велись долго, рассматривались самые разные варианты, пока в 1998 г. его не купила китайская фирма для переоборудования в плавучий торго-во-развлекательный центр. Перевод крейсера из Украины в Китай достоин занесения в Книгу рекордов Гиннесса - операция заняла почти два года, 627 дней. То на проход кораблем черноморских проливов «добро», под давлением США, не давала Турция, то обрывались буксирные тросы. В порт Далянь недостроенный ТАКР привели на буксире в 2002 г.

На несколько лет о «Варяге» в мире почти забыли, но в 2008 г. появилась достоверная информация о модернизации и достройке ТАКР как авианосца «Ши Лань». Министерство обороны Китая официально опровергло только факт названия корабля именем древнекитайского полководца. Долгое время считалось, что авианосец будет достроен как учебный, китайские власти данные утверждения официально не опровергли до сих пор, но: «Восток - дело тонкое».
Правда стала явью в 2011 г. В апреле шум по поводу близкого вступления в состав ВМС КНР авианосца, переделанного из «ТАКР-казино», подняли на Тайване, а 8 июня начальник Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая официально объявил о достройке и модернизации корабля на верфи в Даляне. 10 августа авианосец под наименованием «Ши Лань» (таки «Ши Лань»!) впервые вышел в море на ходовые испытания. Согласно официальным данным, авианосец совершил десять выходов в море на ходовые испытания, все они прошли успешно. Испытания проводились исключительно в территориальных водах КНР.

Параллельно с достройкой авианосца Китай искал способы обеспечить его самолетами. Попытка закупить для ознакомления в России несколько Су-33 для последующего копирования успехом не увенчались, зато на Украине в первом десятилетии XXI века удалось приобрести один из прототипов ТЮК палубного варианта Су-27. Эта машина послужила основой при проектировании (фактически копировании) первого китайского истребителя палубного базирования Shenyang J-15. Первый полет прототип J-15 выполнил в 2009 г., первые фотографии самолета в интернете появились в апреле 2011 г. В КНР построено два наземных комплекса для отработки взлетов и посадок на авианосец. По официальной информации, авианосец «Ляонин» способен нести 33 самолета J-15, в полуофициальных источниках также приводится иной состав палубной авиагруппы - 24 истребителя и 26 вертолетов.Необходимость иметь в составе ВМС КНР авианосец подчеркнул в интервью журналу «Модерн Шипе» (Modern Ships) в 2011 г. контр-адмирал Чен Вейвин. В 1988 г. во время конфликта КНР и Вьетнама из-за Спратлийских островов Вейвин командовал соединением китайских ВМС, в которое входило всего три фрегата. Вейвин отметил:

«В морском сражении для нас основную угрозу представляли не вьетнамские корабли, а вьетнамская авиация. В то время Вьетнам располагал истребителями-бомбардировщиками Су-22, способными нанести удары по нашим кораблям. Спратли расположены очень далеко от материкового Китая, а аэродромов на Парасельских островах мы тогда не имели. Действуя с ближайшей к району боевых действий авиабазы Линьшуй на Хайнане наши самолеты могли находится над целя-
ми всего 4-5 минут. За столь короткое время у них не было шансов сделать до возвращения хоть что-нибудь. Именно тогда возникло понимание в необходимости иметь в составе флота авианосец. Имей мы тогда авианосец - мы бы просто не стали слушать про ВВС Вьетнама».

Это, так сказать, предистория, но контр-адмирал продолжил:
«Теперь на Спратлийских островах есть аэродром, что осложнило ситуацию (острова, по прежнему, остоются предметом спора между Вьетнамом и КНР). Если китайский авианосец вступит в строй относительно скоро и процесс обучения личного состава будет хорошо наложен, то мы решим главную проблему. Превосходство в воздухе будет за нами. Вьетнамским самолетам не дадут взлететь».

То есть, адмирал Чен задал вектор боевого применения китайского авианосца. Естественно, использование подобного корабля «многовекторно». Другой вектор заложен в первом китайском, неофициальном, названии бывшего «Варяга». Ши Лань в 1683 г. с помощью армии в 20 ООО человек и 300 кораблей покорил Тайвань. Смысл в названии «Ши Лань» очевиден. Название удивительное тем более, что все крупные корабли ВМС КНР традиционно носят названия городов и провинций Китая. В конечном итоге «Ши Линь» стал «провинцией», однако осадок остался... Наиболее вероятным районом операций авианосца станет Южно-Китайское море, где обстановка постепенно накаляется, чему свидетельство развернувшаяся осенью 2012 г. «водометная» война между Китаем и Японией из-за островов, которые в Японии называют Сенкаку, а в Китае - Дяо-юйдао. Авианосец способен кардинально изменить баланс сил в Южно-Китайском море (у авианосцев ВМС США в последние годы хватает забот и в других регионах Земного шара) и повлиять на военную политику Японии. Показательно, что в октябре 2012 г. в японской печати появились рисунки перспективного японского авианосца с японскими истребителями 5-го поколения на борту. Вьетнам готовит асимметричный ответ - до конца 2012 г. в боевой состав вьетнамских ВМС должна войти первая подводная лодка; субмарина проекта 636М (улучшенная «Варшавянка») спущена на воду в августе 2012 г. на ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Контрактом предусмотрена постройка для ВМС Вьетнама шести подводных лодок с передачей последней в 2016 г.


Первый раз после вступления в строй ВМС КНР авианосец вышел в море 12 октября 2012 г. На борту корабля находились вертолеты ДРЛОиУ Ка-31 и противолодочный/ транспортный Z-8 (китайский вариант французского Аэроспатьяль SA-321 «Супер Фрелон») и, как минимум, один истребитель J-15.Авианосец «Ляонин» вступил в строй ВМС КНР пока сугубо номинально. По оценкам западных экспертов, серийное производство истребителей J-15 не начнется ранее 2015 г., минимум год - два уйдет на освоение самолета строевыми летчиками и отработки взлетов и посадок на авианосец. В ряде американских газет «Ляонин» поспешили обозвать «Белым слоном», то есть - дорогой игрушкой, большого практического значения не имеющей. Это не так. Корабль уже сегодня обладает потенциально огромной боевой мощью -как вертолетоносец.Увы, очевидный успех Китая стал очередным бревном в глазах отечественной судостроительной промышленности. Практически одновременно с вводом в строй китайского авианосца неудачей завершились ходовые испытаний авианосца индийского ~ «Викрамади-тьи», бывшего ТАКР «Адмирал Горшков». Ввод индийского корабля в строй отложен еще на год..