Airbus вновь обогнал Boeing по поставкам самолетов

Как и предсказывали многие эксперты, результаты трансатлантического соперничества ведущих мировых производителей пассажирских авиалайнеров в минувшем году не преподнесли каких-либо неожиданных сюрпризов: Airbus вновь обогнал Boeing как по поставкам самолетов. так и по новым заказам. В свою очередь, американские авиастроители добились в 2011 г. ряда важных достижений, которые вполне могут повлиять на дальнейшее развитие многолетнего противостояния двух гигантов. В прошлом году завершилась сертификация и начаты поставки заказчикам новейших моделей 787 и 747-8F, стартовала программа создания модернизированных 737МАХ и заключены первые крупные контракты на них. С другой стороны, и европейцы, объявившие немного раньше конкурента о запуске проекта А320пео, сумели продать в течение 2011 г. огромное количество таких самолетов, а в конце года приступили к сборке своего первого A350XWB.


Финансы . Начмем наш обзор с финансовых показателей. Boeing объявил о получении в 2011 г. совокупной выручки 68.7 млрд долл. (в 2010 г. - 64.3 млрд долл., прирост на 7%) и чистой прибыли в 4.0 млрд лолл. (годом раньше - 3,3 млрд долл., рост на 21%). Маржа составила 8.5% (в 2010 г. — 7,7%). а прибыль на одну акцию - 5.34 долл. (годом раньше -4,45 долл.). Стоимость портфеля заказов достигла 356 млрд долл., что на 34.6 млрд долл. больше, чем по итогам 2010 г.
Финансовые результаты по подразделению «Гражданские самолеты» выглядят следующим образом: выручка — 36.2 млрд долл. (в 2010 г. — 31,8 млрд долл. прирос! 14%), маржа - 9.7% (9.4%). портфель заказов - около 296 млрд долл. Следует
отметить, что 26 января 2011 г.. при подведении итогов за 2010 г.. руководство Boeing объявило о планах на 201 1 г.. которыми, в частности, намечалось обеспечить выручку гражданского подразделения в размере 36—38 млрд долл. и маржу на уровне 7,5—8,5%. Как видим, компания выполнила свой план, правда, едва преодолев его нижнюю границу.
Целевыми показателями компании Boeing на 2012 г. определены получение выручки 78—80 млрд долл. по корпорации в целом и 47.5-49.5 млрд долл.  по подразделению «Гражданские самолеты». Предполагается поставить заказчикам 585—600 авиалайнеров (в т.ч. 70—85 Boeing 787 и 747-8). На НИОКР компания планирует потратить порядка 3,3—3,5 млрд долл. Совокупная выручка концерна EADS, в который входит компания Airbus, по итогам 2011 г. в целом составила 49,1 млрд евро, что на 7% лучше показателя предыдущего года. Основной вклад внес Airbus, заработавший в минувшем году 33.1 млрд евро (в 2010 !. - 30,0 млрд евро) - рост на 10% был обеспечен в первую очередь за счет увеличившихся поставок самолетов семейства А320 и А380. Гражданские программы Airbus обеспечили выручку 31.2 млрд евро (годом раньше  27.7 млрд евро, рост на 12,6%).

Чистая прибыль концерна EADS в 2011 г. немного превысила 1.0 млрд евро, что на 87% больше результата предыдущею года (553 млн евро). Прибыль на акцию составила 1,27 евро (в 2010 г. -0.68 евро на акцию), благодаря чему совет директоров посчитал возможным выплатить дивиденды в размере 0,45 евро на акцию. «Я счастлив, что мы можем разделить хорошие результаты работы с нашими акционерами путем выплаты существенно больших дивидендов», -отметил в этой связи главный финансист концерна Ханс Петер Ринг. Стоимость портфеля заказов концерна EADS на коней декабря 2011 г. составила 541,0 млрд евро (прирост на 21 %), в т.ч. по компании Airbus - 495.5 млрд евро (годом ранее - 400,4 млрд евро), из которых на гражданский сегмент пришлось 475.5 млрд евро (в 2010 г. — 378,9 млрд евро). На НИОКР в 2011 г. в EADS потратили почти 3,2 млрд евро, в т.ч. по гражданским программам компании .Airbus -почти 2,5 млрд евро (в 2010 г. - 2.3 млрд евро).Планами EADS на 2012 г. предусматривается получение выручки по концерну не менее чем на 6% больше, чем в 2011    г.. и обеспечение поставки заказчикам порядка 570 самолетов Airbus.


Поставки: сюрприза не произошло


Как и ожидалось многими экспертами, минувший год вновь стал победным для Airbus. Тот факт, что компания уже девятый год подряд обходит своего заокеанского конкурен та по объему поставок и в очередной раз  по заказам (за последнее десятилетие европейцы уступили по этому показателю американцам только в 2006 -2007 гг.), при этом постоянно, раз за разом, бьет собственные рекорды, говорит только об одном - руководство Airbus правильно выбрало стратегию развития компании, что, в итоге, и позволило ей прочно занять позиции мирового лидера в рассматриваемом сегменте авиационной промышленности.

Согласно обнародованному 17 января 2012    г. в Гамбурге официальному отчету, европейская авиастроительная компания поставила в прошлом году разбросанным по всему миру 88 заказчикам 534 авиалайнера. что оказалось на 24 машины больше результата 2010 г. Наибольший успех выпал на долю семейства А320  покупатели получили в течение года 421 такой авиалайнер (в 2010 г. - на 20 меньше). На сегодня на самолеты этого семейства было получено свыше 8250 заказов от 340 авиакомпаний, из которых более 4900  уже выполнены. Далее, в порядке убывания, следуют поставки А330 (87 авиалайнеров, включая четыре «грузовика» A330-200F, ровно столько же, как и в 2010 г.) и АЗ80 (26, что на 8 самолетов больше, чем годом раньше).

В декабре 2011 г. Airbus прошел важную для себя веху: заказчику был поставлен «юбилейный» 7000-й самолет в истории компании - им стал А321, полученный американским авиаперевозчиком US Always, обладающим крупнейшим в мире парком лайнеров марки Airbus. 6000-й самолет (им стал А380 для Emirates) был передам в январе 2010 г., 5000-й (А330-200 для Qantas) — в декабре 2007-го,. 4000-й — в сентябре 2005-го, 3000-й - в июле 2002-го. 2000-й - в мае 1999-го, 1000-й - в марте 1993-го, тогда как самый первый - в 1974 г., это был А300В2 лля Air France. Таким образом, отчетливо видно стремительное увеличение темпов поставок авиалайнеров европейскою авиасзроительно! о гиганта. Всего к началу 2012 г. к заказчикам отправилось уже 4947 самолетов семейства А320 (поставки осуществляются с 1988 г.). 561 - А300 (1974-2007 гг.), 255 - А310 (1983-1998 гг.). 837 - АЗЗО (с 1993 г.), 375 -А340 (1993-2010 гг.) и 67 - А380 (поставки начаты в 2007 г.).

Американская компания Boeing сумела за 201 1 I. поставить заказчикам 477 авиалайнеров (в 2010 г. - 462. прирост на 3%), уступив конкуренту; таким образом, более полусотни машин. Наиболее популярными оказались самолеты семейства Boeing 737 - их было передано заказчикам 372 единицы (на четыре меньше, чем годом ранее), далее в порядке убывания следовали Boeing 777 (73 самолета, на один меньше), Boeing 767 (20, на восемь больше), Boeing 747 (9, годом раньше  ни одного) и Boeing 787 (первые три самолета). Согласно объявленному 26 января 2011 г. плану на год, Boeing рассчитывал поставить заказчикам 485—500 авиалайнеров -таким образом, выполнить полностью его не удалось. Заметим, что Airbus свой план по поставкам даже немного перевыполнил (9 марта 2011 г. было объявлено о намерении передать заказчикам в течение года 520-530 самолетов). За чуть более полувека производства реактивных пассажирских самолетов компания Boeing поставила своим заказчикам почти 14,5 тыс. авиалайнеров. Безусловным лидером является модель 737 (с 1967 г. к началу этого года поставлено 7009 самолетов). Из ныне выпускаемых лайнеров далее следуют модели 747 (1426 единиц с 1969 г.). 767 (1014 с 1982 г.) и 777 (983 самолета с 1995 г.).


Заказы: Airbus вновь ставит рекорды


За прошедший год Airbus сумел продать своим партнерам по всему миру в обшей сложности 1608 гражданских авиалайнеров. С учетом расторжения за тот же период нескольких ранее заключенных контрактов суммарный объем «чистых» заказов составил 1419 лайнеров - это рекорд не только национального, но, пожалуй, и мирового значения. Предыдущий подобный рекорд Airbus поставил четыре года назад  в 2007 г. сеЙлерам евроконсорциума удалось собрать 1458 «грязных» заказов и 1341 «чистый». Стоимость нынешнего рекорда по «чистым» заказам составила 140 млрд долл. в каталожных иенах, что составляет порядка 54% общемирового объема заказов авиалайнеров вместимостью более 100 кресел.

Наибольшей популярностью среди заказчиков в прошлом году пользовались авиалайнеры семейства А320 - их было продано 1348 единиц, из которых 1226 пришлось на перспективную модернизированную модель А320пео. Такие машины заказали 23 авиакомпании. Последнее позволило руководству производителя объявить о том. что А320пео стал «самым быстро продаваемым авиалайнером в мире». Представителями консорциума заявлено, что такое огромное количество заказов потребует нарастить темп выпуска АЗ20 не менее чем до 42 самолетов в месяц.Кроме того, в 2011 г. компании удалось получить «чистые» заказы на 19 лайнеров А380 (всею в течение года было заказано 26 таких самолетов) и на 52 самолета семейств АЗ30 и A350XWB (получено 99 новых заказов, в т.ч. на семь «грузовиков» A330-200F). Средний теми выпуска А380 и ЛЗЗО с 2012 г. составит гри и 9,5 самолетов в месяц соответственно.Следует добавить, что по состоянию на начало 2012 г., продано уже 253 лайнера А380, из которых 67 лайнеров находится в регулярной эксплуатации у семи авиакомпаний: в 2011 г. свои первые А380 получили южнокорейская Korean Air и китайская China Southern Airlines. С момента ввода в эксплуатацию в 2007 г. эти самолеты совершили около 50 гыс. коммерческих полетов и перевезли порядка 18 млн пассажиров. В 2012 г. первые А380 должны получить еше два перевозчика - малайзийская Malaysia Airlines и таиландская Thai Airways. К марту этого года с окончательной сборки в Тулузе выкачены и переданы на испытания первые два малайзийских и головной таиландский самолеты.В этом году руководство Airbus прогнозирует получение новых заказов на 600-650 авиалайнеров и поставки не менее 570 самолетов. В течение гола планируется начать окончательную сборку первых двух А350 (один - для наземных, второй  для летных испытаний). Первый полет головного А350 намечен на первую половину 2013 г. Кроме того, в этом году предполагается завершить начатые в ноябре 2011-го летные испытания крыла с «шарклетами» для А320пео.

«Наши рекордные показатели стали результатом принятия важного стратегического решения но запуску программы А320пео, - подчеркнул на пресс-конференции 17 января президент Airbus Том Эндерс. - Благодаря этому
инновационному продукту; мы установили новые стандарты в данном сегменте, что оценили как наши заказчики, так и наши конкуренты».17 января 2012 г. руководство Airbus объявило о подписании с авиакомпанией Virgin America контракта на поставку 60 лайнеров А320 и А320пео. один из которых стал 10-тысячным самолетом, проданным за всю историю су шествования евроконсорциума. «Свой 5000-й заказ мы получили в августе 2004 г. - к этому мы шли более 30 лет, но для того, чтобы получить 10-тысячный заказ нам потребовалось уже лишь немногим более шести лет», - подчеркнул президент и старший исполнительный директор .Airbus Том Эндерс.

Необходимо отметить ряд других важных событий в жизни Airbus, произошедших в 2011 г. Среди них открытие в Харбине совместного предприятия I larbin Hafei Airbus Composite Manufacturing Centre по выпуску композитных деталей для A350XWB. В прошлом году китайский завод Airbus передал заказчику 50-й самолет семейства А320. 13 октября 2011 г британский премьер-министр официально открыл завод Airbus в Уэльсе  предприятие North Factory; в которое вложено 400 млн фунтов стерлингов, будет собирать крылья лля A350XWB и обеспечит работой 6000 британцев.

Нельзя обойти вниманием еше одно решение руководства Airbus, принятое в 2011 г. Оно связано с закрытием программы производства четырехдвигательных ш и р о ко ф юзе ляж! i ы х д ал ь н е м а г и стра; i ь -ных лайнеров А340. К началу 2011 г. портфель заказов па А340 опустел, и в течение года не было заключено ни одного нового контракта. Тем самым продолжавшееся с1993 т. производство А340 завершилось: последний 375-й самолет был изготовлен и поставлен заказчику в 2010 г.Крупнейшими заказами Airbus в 2011 г. стали контракты с American Airlines на 260 самолетов семейства АЗ20, включая 130 ремоторизированных А320пео. с малайзийской AirAsia - на две сотни А320пео, с австралийской Qantas - на 110 самолетов А320 (в т.ч. 78 - А320пео), с индийской IndiGo - на 180 лайнеров (в т.ч. 150  А320пео), с лизинговой компанией 1LFC

-    на сотню А320пео, с Republic Airways I foldings  на 60 самолетов А320пео и 20  АЗ 19пео, с ALAFCO - на полсотни А320пео. со Spirit Airlines - на 30 самолетов А320 с «шарклетами» и 45 - Д320пео, с индийской Go Air  на 72 самолета А320пео, с Qatar Airways  на полсотни А320пео и пять АЗ80 суммарной каталожной стоимостью 6,4 млрд долл. (крупнейший разовый твердый заказ Airbus), с лизинговой компанией GECAS  на 60 самолетов А320пео, с CIT Aerospace  на полсотии А320пео. с китайской China Aviation Supplies Holding Company и лизинговой ICBC Financial Leasing Co. - на 46 и 42 самолета семейства А320 соответственно, с эквадорской AviancaTaca - на 33 новейших А320пео и 18 с тандартных А320 и др.В заключение - о прогнозах европейцев на будущее и их взгляде на российский рынок. Согласно обнародованному в сентябре 201 1 т. прогнозу; аналитики Airbus уверены, что в период до 2030 г. в мире будет приобретено 26 900 новых лайнеров вместимостью от 100 мест и 900 «грузовиков», совокупная стоимость которых по каталогу составит около 3.5 трлн долл. При этом крупнейшим будет рынок Азиатско-Тихоокеанского региона

-    на него придется 34% от данного объема, тогда как Европа и Северная Америка «возьмут» на себя по 22%. Важное внимание Airbus уделяет и российскому рынку

-    согласно обнародованному в. прошлом году прогнозу в течение следующих 20 лет российские авиакомпании приобретут более 1000 новых пассажирских самолетов вместимостью 100 кресел и более, и европейские авиастроители надеются взять на себя значительную часть данного объема, оцениваемого по каталожным расценкам примерно в 95 млрд долл. Дня сравнения: по оценкам аналитиков Airbus, в период до 2030 г. авиакомпании Ближнего и Среднего Востока приобретут около 1880 новых пассажирских лайнеров вместимостью более 100 кресел и 39 грузовых самолетов на общую сумму порядка 347 млрд долл.Остается добавить, что 5 декабря 2011 г. авиакомпания «Трансаэро» подписала твердый контракт на восемь самолетов А320пео (соглашение о намерениях было заключено еще на МАКС-2011). что делает ее стартовым заказчиком на машины данного семейства в России и СНГ. Компания также стала первым в России покупателем лайнеров А380 - 28 октября 2011 г. было подписано предварительное соглашение на четыре таких лайнера. Новые самолеты семейства А320 в этом году продолжают получать «Аэрофлот» и S7 Airlines.


Boeing делает ставку на 737МАХ


Если по объему поставок ге прошлом году Boeing показал не особо критическое отставание от европейского конкурента (чуть более полусотни машин или порядка 12%), то в части получения новых заказов разрыв оказался офомным и достиг 76%. В 2011 г. американские продавцы смогли получить «чистые» заказы на 805 авиалайнеров. в т.ч. на Boeing 737 — 551, на Boeing 777 - 200 (рекордное количество заказов но данной модели за всю историю компании), па Boeing 767 - 42. на Boeing 787 - лишь 13 заказов, а по Boeing 747 и вовсе по итогам года зафиксирован «чистый отток» (-1). Если же рассматривать все поступившие в течение года заказы, то их суммарное количество достигло 921 (Boeing 737  625. Boeing 777 — 202. Boeing 787 - 45, Boeing 767 - 42, Boeing "47 - семь самолетов).

Впрочем, по мнению руководства компании и такое количество заказов потребует увеличения темпов производства в 2012-2013 гг. по большинству программ. Прежде всего, конечно, это относится к Boeing 737  его месячный выпуск планируется поднять до 38 самолетов (уже в январе 2012 г. темп выпуска возрос до 35 самолетов в месяц), тогда как средний месячный темп производства Boeing 777 возрастет до 8,3 самолетов (в январе 2012 г.-    7 машин), a Boeing 787 - до 10 (в январе 2012 г. - 2.5 самолета в месяц).«Минувший год стал одним из самых захватывающих и важных в истории компании, - с оптимизмом заявлял президент и старший исполнительный директор подразделения «Гражданские самолеты» компании Boeing Джим Адбау. - Размещая рекордные заказы, наши партнеры продемонстрировали свое доверие к продукции Boeing и качеству работы наших специалистов. В 2012 г. нашей целью является обеспечение стабильного производства Boeing 787, одновременно мы будем уделять особое внимание выполнению растущих заказов на самолеты по всем нашим профаммам».