Знаменитый МиГ-29

 МиГ-29 из 234-го гвардейского истребительного авиаполка, Кубинка. Полк был уникален в ВВС тем, что с одной стороны являлся обычной строевой частью, выполнявшей все задачи курса боевой подготовки, а с другой стороны демонстрировал возможности авиационной техники иностранным делегациям, для чего в составе полка была сформирована 4-я «показная» эскадрилья. В июле 1983 года полк первым в ВВС получил на вооружение МиГ-29, а в 1986 году летчики полка выполнили на МиГ-29 первый визит за пределы СССР  в Финляндию. В июне 1990 года в Кубинке с дружественным визитом побывали самолеты Mirage F1 эскадрильи ЕС 2/30 «Нормандия-Неман» ВВС Франции.Боб Уэйд, летчик F/A-18, выполнивший полет на МиГ-29 в 1989 году, так отозвался о советском истребителе: «Он требует усилий при маневрировании больших, чем те, к которым мы привыкли, летая на F/A-18. ЭДСУ F/A-18 сильно упрощает работу летчика  самолет выполняет задуманное сразу, а на МиГе для этого еще надо потрудиться».

«ОКБ Микояна при проектировании самолета исходило из совершенно другой, чем на Западе, концепции. Они хотели сделать все предельно простым и надежным, исключив по возможности сложные в эксплуатации системы. Тех же самых летных данных они добились за счет более высокой тяговооруженности и лучшей аэродинамики».«Посмотрите на западные истребители. Какие из них оснащены оптическими локационными системами? А это ведь очень важно. На каких из них есть нашлемные системы целеуказания? МиГи способны получить информацию с земли по линии передачи данных, оснащены бортовым комплексом обороны. А сколько западных истребителей такие системы имеют?».МиГ-29 оптимизирован для ведения маневренного воздушного боя и способен благодаря превосходной аэроди намике выходить на очень большие углы атаки. Диапазон эксплуатационных углов атаки ограничен очень сильно притом, что самолет не теряет управляемости до угла атаки 80°, а при углах атаки 40-50° способен маневрировать. Большой допустимый диапазон углов атаки позволяет летчику значительно отклонять нос самолета от траектории полета, что важно при применении оружия, а при маневрировании позволяет по максимуму использовать создаваемую крылом подъемную силу.МиГ-29 оснащен эффективным бортовым комплексом обороны. Приемник предупреждения об электромагнитном облучении СПО-15ЛМ «Сирена-3» (Л006-ЛМ/101 «Береза») фиксирует облучение самолета радиолокаторами в диапазонах от Н до J. Антенны приемника размещены в наплывах крыла (прием сигналов из передней полусферы), на законцовках крыла и левого киля (прием сигналов из задней полусферы). В носках наплывов крыла установлены также две большие антенны станции постановки активных помех СО-69.

Площадь элеронов, управляемых стабилизаторов и рулей направления необычно большая, а все поверхности управления имеют очень большой диапазон углов отклонения. Интерцепторы не установлены. Отклоняемые носки крыла и закрылки работают автоматически, в зависимости от режима полета, однако отклоняются дискретно и не являются адаптивными, как на Су-27. Нагрузки на органы управления намного выше, чем на американских истребителях, таких как F/A-18, однако такие нагрузки выбраны конструкторами сознательно.По опыту боевого применения авиации в Афганистане на МиГ-29 установили устройства отстрела ложных целей БВП-30-26М, разместив их в наплывах перед форкилями. Каждый БВП-30-26М содержит по 30 пиропатронов ППИ-26-1Б с тепловыми ловушками или уголковыми отражателями. Тепловые ловушки служат для постановки помех, прежде всего американским ПЗРК FIM-92 Stinger одной из основных потенциальных угроз, с которой может столкнуться МиГ-29 над полем боя.В декабре 1989 года летчик CF-18 Hornet ВВС Канады Боб Уэйд стал первым западным пилотом, выполнившим полет на МиГ-29. Он дал следующую оценку двигателю РД-33: «С точки зрения характеристик двигатель производит огромное впечатление. Приемистость такова, что изменение тяги наступает сразу за перемещением РУД. Включение форсажа происходит почти без запаздывания. Даже по западным стандартам, это  превосходный двигатель.Не думаю, что хоть один западный двигатель обладает такой же тягой на боевом режиме, как РД-33, а ведь на форсаже тяга этого двигателя еще больше. Большая тяга на боевом режиме важна с точки зрения снижения расхода топлива  при маневрировании реже возникает необходимость включать форсаж».

МиГ-29 оснащен двумя ТРДД РД-33, размещенными в индивидуальных широко разнесенных от продольной оси планера гондолах. Двигатель разработан в ОКБ С. П. Изотова под руководством В. В. Старовойтенкова, затем В. Г. Степанова и А. А. Саркисова. Коэффициент двухконтурности 0,49:1. На первых двигателях отмечались производственные дефекты, но после их устранения двигатели стали демонстрировать потрясающую надежность. Поздние варианты оснащены цифровой системой управления и противопом-пажной системой. На РД-33 серии 3 повысили ресурс и установили отклоняемое в двух плоскостях сопло, такие двигатели установлены на экспериментальном МиГ-290ВТ. Вариант РД-ЗЗМК предназначен для новейших МиГ-29К/КУБ палубного базирования.Воздухозаборники обеспечивают оптимальную подачу воздуха к двигателям на всех режимах полета. Бывший британский летчик-испытатель Джон Фэрли (летал на МиГ-29УБ во время авиасалона «Фарнборо-90») отмечал, что воздухозаборники работают настолько идеально, что включение форсажа в кабине почти не ощущается, а ускорение нарастает плавно. Верхние входы воздухозаборников открываются только на режимах взлета и посадки, основные входы на этих режимах закрыты заслонками.