Воздушные войны Люфтваффе

Кардинальное отличие воздушных войн на Западе и на Востоке стало главной проблемой Люфтваффе. Техника и тактика, хорошо работавшие против британских ВВС над Ла-Маншем, часто оказывались совершенно непригодными на Востоке. Хорошим примером в этом отношении является история боевого применения основного германского истребителя Bf 109.На начальном этапе операции «Барбаросса» Bf 109 не имел в советских ским монопланом с закрытой кабиной мотором жидкостного охлаждения советский И-16 устарел. Однако в дальнейшем стали очевидными недостатки довольно сложного истребителя, оптимизированного для ведения воздушной войны на Западе. Обслуживание цельнометаллического планера и сложного двигателя не представляло проблем в условиях оборудованных на высоком уровне авиабаз на территории Германии, но оно стало настоящим кошмаром для механиков на полевых аэродромах Восточного фронта. Из-за шасси с узкой колеей нередко становилось опасно выполнять взлеты и посадки.


При проектировании Bf 109 ремонтопригодности и упрощению эксплуатации самолета должное внимание не уделялось, поскольку наивысший приоритет имели летные данные. Производитель даже вынужден был отправить в строевые части экспертов для обучения технического состава, однако кардинальным образом улучшить положение не удалось. В 1942 году во многих частях пригодными к полетам оставалось менее половины самолетов. В ВВС РККА ситуация была иной. Ремонтные службы ВВС работали очень эффективно, в конце войны ежедневно ремонтировалось по 4000 самолетов.
Личный состав ЛюфтваффеВ 1941 году в Люфтваффе насчитывалось примерно 1 700 000 человек, распределенных по воздушным флотам (Luftflotten). Воздушный флот составляли несколько авиационных корпусов (Fliegerkorps). Корпус состоял из эскадр (Geschwader) численностью до 120 самолетов одного назначения -истребителей, бомбардировщиков или штурмовиков. Эскадра, в свою очередь, делилась на группы (Gruppen) и эскадрильи (Staffeln).

Основным подразделением являлась эскадрилья, на вооружении которой состояло от пяти до 16 самолетов одного типа. Эскадрилья делилась на тактиВВС равноценных соперников. По сравнению с цельнометалличеческие единицы - звенья (Schwarme). Истребительное звено состояло из четырех самолетов, двух пар - (Rotte). Звенья бомбардировщиков и штурмовиков делились на две тройки (Kette).Профессиональная подготовка летчиков Люфтваффе в начале войны находилась на высочайшем уровне и оставалась хорошей до самых последних дней существования Рейха. Летчики проходили прекрасную подготовку как до войны, так и в ходе нее. Им прививали чувство элитарности и даже элементы средневекового рыцарства, однако из-за больших потерь на Восточном фронте качество подготовки летчиков и техников постоянно снижалось, а о рыцарстве помнили лишь немногие «соколы Геринга».