Воздушная война на Балканах

На протяжении почти всего 20-го века на территории Балкан существовала Югославия  сначала как королевство, а после Второй мировой войны  как федерация (СФРЮ). Однако в начале 1990-х годов страна постепенно распалась на ряд независимых государств. Первой независимость объявила Словения.5 июня 1991 года Словения объявила о своей независимости и выходе из состава федеративной Югославии, а 25 июня 1991 года республика была официально провозглашена как независимое государство. Однако югославское правительство отказалось признавать независимость Словении  войска Югославской Народной Армии (ЮНА) были направлены для восстановления «конституционного порядка». Сопротивление войскам оказывали отряды местных резервистов и ополченцев. Боевые действия начались 27 июня и продлились до 6 июля, завершившись победой Словении.

В боевых действиях «10-дневной войны» принимали участие и югославские ВВС (Jugoslovensko Ratno Vazduhoplovstvo, JRV), самолеты которых наносили удары по наиболее важным объектам.В первую очередь войскам ЮНА необходимо было взять под контроль словенский аэропорт под Любляной  Брник (другое название  аэропорт имени Йоже Пучника). В первый день активно действовали югославские Ми-8, один из них был поврежден в районе пограничного перехода Жезерско. Ближе к вечеру два югославских Ми-8, обходя грозовой фронт, вышли ближе к Любляне, где один из них был сбит ПЗРК «Стрела-2». Все находившиеся на борту погибли. Еще один вертолет, Gazelle, был сбит ракетой ПЗРК «Стрела-2», выпущенной с крыши здания словенского парламента, а при попытке высадить вертолетный десант в Трзине повстанцы захватили первых пленных.


На следующий день в 10:15 по местному времени пара югославских SOKO G-4 Super Galeb нанесла удар по аэропорту Любляны, серьезно повредив объекты инфраструктуры и уничтожив самолеты и ангары. Во время налета погибли два австрийских журналиста. Затем югославские G-4 Super Galeb, Огао и МиГ-21, применяя в основном НАР, нанесли удар по различным объектам инфраструктуры и линиям связи словенцев. 29 июля югославская авиация приступила к нанесению ударов по позициям отрядов сил территориальной обороны Словении, которые продолжались вплоть до окончания боевых действий. Super Galeb и Огао нанесли удар по пограничному переходу Шентиль, где в ловушке оказались более 20 танков, в результате чего погибли несколько гражданских. Причем югославские самолеты вторглись в воздушное пространство Австрии и едва не были перехвачены поднятыми по тревоге австрийскими Saab Draken.Ожесточенные бои развернулись в районе словенско-хорватской границы, особенно вдоль важного шоссе Загреб  Любляна, где югославские Огао применили по противнику кассетные боеприпасы BL755. В нанесении ударов по целям в районах Медве-дяк и Краковски Гозд принимали участие самолеты Super Galeb, МиГ-21 и более старые J-l Jastreb. Югославские летчики также деблокировали казармы в Дра-вограде. Тем временем в районе Марибора словенцы принудили к посадке вертолет Ми-8, который после окончания войны вернули югославским ВВС.

В течение всего конфликта авиабаза Церкле-об-Кркли активно не использовалась, поскольку словенцы плотно блокировали ее, а по объектам в Словении наносилиудары самолеты, базировавшиеся на авиабазах вне ее границ (Задар, Пула, Бихач и Загреб).Обычно G-4 Super Galeb и МиГ-21 применяли по противнику НАР, иногда привлекались самолеты Jastreb, а вертолеты Ми-8 и Gazelle использовались, соответственно, для разведки и доставки личного состава и грузов, высадки вертолетных десантов. Также привлекались самолеты Ан-26, а вот грозные истребители МиГ-29 использовались фактически лишь для демонстрации силы.

Противостоявшие подразделениям ЮНА отряды словенской территориальной обороны из средств ПВО имели на вооружении лишь малокалиберные зенитные пушки, крупнокалиберные пулеметы и некоторое количество ПЗРК «Стре-ла-2». Ранее словенцам были переданы несколько старых поршневых легких штурмовиков SOKO Kraguj, но затем они были возвращены армии  в Белграде опасались, что словенцы смогут использовать их в войне.Словенские отряды также использовали достаточно уникальные образцы  сверхлегкие летательные аппараты, которые вели разведку и наблюдение за подразделениями федеральных сил.Постепенно ЮНА утрачивала инициативу, служившие в ее рядах словенцы переходили на сторону повстанцев, да к тому же Белград не стал задействовать свою боевую мощь в полную силу, опасаясь огромных жертв среди мирного населения. 2 июля словенские отряды перешли в крупномасштабное наступление, постепенно отвоевывая пограничные пункты пропуска и захватывая еще продолжавшие сопротивление гарнизоны ЮНА.

К 3 июля стало понятно, что операция ЮНА в Словении провалилась.В тот же вечер было предложено заключить перемирие, 4 июля оно вступило в силу, а 7 июля делегации Словении и президиума СФРЮ при посредничестве ЕС приступили к переговорам на островах Брионии (Хорватия). В результате была принята «Брионская декларация», устанавливавшая трехмесячный мораторий на полную независимость Словении, хотя на самом деле словенские территориальная оборона и полиция уже полностью контролировали республику. 18 июля Белград принял решение о полном выводе ЮНА из Словении, последние части покинули ее 25-26 октября. Словения стала независимой республикой. По подсчетам аналитиков, потери ЮНА в авиатехнике составили шесть вертолетов.