Вертолет Piasecki H-21 Workhorse

Поршневой Piasecki H-21 был первым западным средним транспортным вертолетом, вошедшим в регулярную эксплуатацию.Он участвовал в боевых действиях в Алжире и Вьетнаме, а также достаточно широко поставлялся на экспорт.Четвертый двухдвигательный вертолет PD-22, разработанный компанией «Piasecki», совершил первый полет в апреле 1952 года, получив от ВВС США экспериментальное обозначение ХН-21. Прежде всего ВВС были заинтересованы использовать его в качестве спасательного и заказали 32 серийных Н-21А Workhorse («рабочая лошадка») для работы в своей поисково-спасательной службе. Эти машины, поступившие в эксплуатацию в 1953 году, были оптимизированы для работы в Арктике.


Более крупный заказ ожидал следующий усовершенствованный вариант Н-21В  были закуплены 163 вертолета, преимугцественю для Транспортно-десантного сомандования ВВС США. Маши-та была способна перевозить !0 бойцов или 12 носилок при двух юпровождающих в санитарном эарианте. Н-21А и Н-21В также «пользовались ВВС США и Кана-цл для создания и обслуживания :истемы раннего радиолокационного обнаружения, развернутой на Алеутских островах и Аляске, в арктических районах Канады, Гренландии и Исландии.После окончания войны в Корее Армия США заказала разработку последнего варианта Н-21С Shawnee в качестве стандартного транспортно-десантного вертолета. Он был способен перевозить пехотное отделение или до 1814 кг груза на внешней подвеске.Демонстрируя свои возможности, армейский Н-21С с именем «Amblin Annie» совершил 24 августа 1954 года первый в американской истории беспосадочный трансконтинентальный перелет вертолета в США. Дозаправку в ходе полета, продолжавшегося 37 часов, осуществляли армейские U-lAOtter.

Было построено 334 Н-21С, включая 98 машин для Франции и шесть для Канады, а также вертолеты, выпущенные по лицензии в Западной Германии. Французы первыми использовали вертолет в боевых действиях в ходе войны в Алжире, своей бывшей колонии. Первые прибывшие туда Н-21 были вооружены неподвижными пулеметами для стрельбы вперед и контейнерами НАР под фюзеляжем, и могли действовать в качестве ударных машин. Однако для решения этой задачи Н-21 не хватало маневренности и летных характеристик, и он использовался в качестве транспортно-десантного, став «рабочей лошадкой» французской армии. Французские Н-21 получили подвижные 12,7-мм пулеметы в дверях для ведения огня на подавление, впервые позволив отработать тактику десантно-штурмовых действий. Перед завершением войны в Алжире в 1962 году проводились крупные противоповстанческие операции, в которых участвовали транспортные Н-21 С, действовавшие совместно с ударными вертолетами Н-34.Ко времени, когда Н-21были задействованы американцами в конфликтах в Юго-Восточной Азии, они уже считались устаревшими. Shawnee были в основном надежными машинами, но их слабым местом был двигатель. Кроме того, они были относительно тихоходными и уязвимыми от огня с земли.Помимо Франции другими зарубежными заказчиками Н-21 стали Канада, Япония, Швеция и Западная Германия. Экспортный вариант Model 44 был создан на базе американской машины, но имел цельнометаллические лопасти несущего винта и был оснащен автоматической системой стабилизации.Пять построенных по лицензии Н-21 достались Люфтваффе, а 27 машин с 1957 года несли службу в подразделении HFlgBtl 300 Бундесвера. К 1968 году Н-21 германской армии налетали свыше 30000 часов.Также было выпущено небольшое число вертолетов варианта Model 44 в коммерческом исполнении. Последние американские Н-21 использовались на авиабазе ВВС Дэвис-Монтан в Аризоне для решения вспомогательных задач и были списаны в 1971 году.