Универсальный самолет Бе-12

На первый взгляд Бе-12 выглядит устаревшим, но самолет завоевал репутацию надежного и универсального самолета.В 1965 году авиация ВМФ СССР начала получать новую турбовинтовую патрульную/противолодочную амфибию, предназначенную для замены Бе-6. Новый самолет Бе-12 за форму своего крыла получил полуофициальное наименование «Чайка».


Первый полет прототип Бе-12 выполнил 18 октября 1960 года с  аэродрома в Таганроге, публично машину впервые показали на параде 1961 года в Тушино. В октябре 1964 года на доработанном варианте М-12 было установлено шесть мировых рекордов скороподъемности для турбовинтовых амфибий. Несколько мировых рекордов скорости и массы установили на Бе-12 в 1983 году. К 1967 году самолеты Бе-12 заменили Бе-6 в частях первой линии. Всего завод в Таганроге построил 143 самолета, включая прототипы.Для борьбы с новыми американскими субмаринами с баллистическими ракетами на борту потребовалась новая техника  самолет Ил-38 (позже и Ту-142) и палубные вертолеты. Новые самолеты и вертолеты заменили Бе-12 в роли охотника за субмаринами.Бе-12 переключили на выполнение иных задач, важнейшей из которых стала радиотехническая-раз-ведка. Бе-12 также патрулировали прибрежные акватории и взаимодействовали с кораблями ВМФ. Повышался приоритет поисково-спасательных операций, и четыре Бе-12 модернизировали в скоростные поисково-спасательные Бе-12ПС, затем построили десять новых Бе-12ПС.В середине 1970-х годов количество Бе-12 достигло пика. Эти амфибии состояли на вооружении четырех авиаполков (12 эскадрилий по восемь самолетов) и нескольких отдельных эскадрилий. Бе-12 имелись в авиации всех четырех флотов (Черноморского, Балтийского, Северного, Тихоокеанского).

После распада СССР российскому ВМФ отошло 55 Бе-12, которые состояли на вооружении до 1993 года. «Чайки» бывшего советского Черноморского флота отошли Украине. Бе-12 с советскими экипажами летали в Египте и Вьетнаме.Семь противолодочных Бе-12 выкупило ОКБ Г. М. Бериева.Самолеты отремонтировали и доработали под выполнение других задач в расчете на коммерческий успех. Два самолета модернизировали в противопожарные Бе-12П, установив баки для воды вместимостью 3 т и 4,5 т и устройства сброса воды. Еще три самолета переделали в транспортные Бе-12НХ.Доработанные Бе-12 были задействованы в программе разработки реактивной амфибии Бе-200.К 2005 году в качестве противолодочных Бе-12 уже не использовались, а в российском ВМФ осталось всего 12 таких самолетов. В начале 2013 года оставалось только шесть поисково-спасательных Бе-12.