Учебно-тренировочный МиГ-25РУ

Для подготовки экипажей истребителей-перехватчиков и разведчиков-бомбар-дировщиков МиГ-25 были разработаны двухместные варианты, а одноместный МиГ-25БМ с противорадио-локационными ракетами Х-58 и станциями активных помех использовался для прорыва ПВО противника. Поскольку истребители-перехватчики и разведчики-бомбардировщики МиГ-25 решали совершенно разные задачи и различались по составу бортового оборудования, было принято решение разработать для них отдельные двухместные учебные модификации.Учебно-тренировочный вариант перехватчика МиГ-25ПУ поступил в серийное производство в 1969 году. Самолет имел двойное управление и систему переговоров членов экипажа, оборудование обеих кабин было выполнено по типу перехватчика, но ввиду того, что передняя кабина инструктора заняла фактически место блоков РЛС, на самолете имелось лишь оборудование имитации работы РЛС и пуска ракет. Ракеты были только учебными и подвешивались под крылом.Самолеты МиГ-25ПУ поставлялись в Алжир, Ирак, Ливию и Сирию.

 


Учебно-тренировочный вариант МиГ-25РУ создавался для подготовки экипажей самолетов-разведчиков и разведчиков-бом-' бардировщиков. По конструкции самолет был аналогичен учебнотренировочному МиГ-25ПУ и отличался оборудованием кабин (навигационная система по типу МиГ-25Р, учебное разведывательное оборудование и т. п.), а также отсутствием подкрыльевых пилонов для подвески ракет.Первый полет серийного МиГ-25РУ состоялся 20 марта 1971 года. Самолеты строились в Горьком; выпущено более 50 машин. В 1975-1978 годах на одном из МиГ-25РУ летчик-испытатель Светлана Савицкая установила несколько женских мировых рекордов. Самолеты МиГ-25РУ также поставлялись за рубеж.

Один из ранних серийных МиГ-25РУ был переоборудован для испытания катапультных кресел К-36РБ, предназначенных для космического корабля «Буран». Более активно в программе «Буран» использовался переоборудованный вариант МиГ-25ПУ  с 17 апреля 1985 года самолет, получивший обозначение МиГ-25ПУ-СОТН («самолет оптико-телевизионного наблюдения»), использовался в процессе разработки и уточнения алгоритмов управления траекторией «Бурана» во время полета на высотах ниже 20 ООО м, регистрации параметров аппаратуры автоматического управления, испытания бортовой телевизионной аппаратуры, подготовки и тренировки экипажей, а во время испытаний аналогов «Бурана» он применялся в качестве самолета сопровождения. В 1974 году было начато проектирование самолета прорыва системы ПВО противника  МиГ-25БМ, на который установили специальный комплекс радиоэлектронного оборудования, включая аппаратуру целеуказания головкам самонаведения противо-радиолокационных ракет, станции радиотехнической разведки и активных помех, а основное вооружение было представлено четырьмя противорадиолокационными управляемыми ракетами Х-58У (но самолет сохранил возможность подвески авиабомб).

Х-58У  модификация ракеты Х-58, предназначенной для поражения радиолокационных станций системы ПВО противника без входа самолета-носителя в зону поражения ЗРК противника. Ракета имеет стартовую массу 640-650 кг, длину около 4,8 м и максимальный диаметр корпуса 0,38 м; масса боевой части 149 кг, радиус поражения  20 м, взрыватель  неконтактный, тип БЧ  фугасная. Система управления  инерциальная многоканальная с пассивной радиолокационной ГСН. Максимальная дальность пуска с высоты 100 м  около 60 км, а с большой высоты  до 200 км. Для подвески на МиГ-25БМ ракета была модифицирована  она отличалась новым двигателем и усовершенствованным аэродинамическим оперением. МиГ-25БМ также получил более совершенное навигационно-при-цельное оборудование и внешне отличался от других вариантов удлиненным на 0,72 м носовым обтекателем, а также наличием антенны станции РЭБ и типом балочных держателей. Кроме того, у большинства самолетов носовой обтекатель окрашивался в темносерый или темно-зеленый цвет.Первый полет прототипа МиГ-25БМ состоялся 27 января 1977 года, а в 1984 году была выпущена усовершенствованная модификация МиГ-25РБМ. Самолеты МиГ-25БМ, дислоцированные в Восточной Германии и Польше, были выведены после падения Берлинской стены, чтобы избежать «излишне любопытных взглядов».