Система управления вооружением МиГ-31

Своей высокой боевой эффективностью МиГ-31 обязан, прежде всего, системе управления вооружением, самой совершенной на советских истребителях. На самолете установлена РЛС «Заслон» с фазированной антенной решеткой  впервые в мире на серийном истребителе. Ряд систем и вооружение модернизированного МиГ-31 описаны отдельно.
Ключевой системой МиГ-31 является РЛС «Заслон». Это самый мощный в мире радиолокатор, мощность излучения которого в киловаттах больше, чем у любой другой серийной БРЛС. Станция «Заслон» также является первой в мире серийной РЛС с ФАР. Сканирование пространства осуществляется путем электронного управления лучом РЛС, а не механическим поворотом антенны. Благодаря электронному сканированию стало возможным использовать под антенну всю площадь сечения фюзеляжа, не оставляя места для разворота антенны. Следовательно, увеличились площадь антенны и, как следствие, разрешающая способность и дальность действия РЛС. Кроме того, электронное управление лучом обеспечивает большую скорость и точность сканирования, нежели механическое, а сама антенна обладает более острой диаграммой направленности.


Использование ФАР позволило снизить габариты РЛС, уменьшить сложность антенны и повысить надежность всей системы. По информации корпорации «МиГ», РЛС также позволяет частично просматривать заднюю полусферу, а сектор обзора составляет +/-120° от продольной оси самолета. Компания «Фазотрон» заявляет, что РЛС работает на частотах, несколько меньших, чем S-диапазон. Все вычисления в блоках обработки сигналов РЛС выполняются в цифровом виде. РЛС способна одновременно сопровождать до десяти воздушных целей и обстреливать четыре из них. БЦВМ автоматически выделяет четыре наиболее угрожаемые цели, однако окончательный выбор целей выполняет штурман. Характеристики РЛС впечатляют: дальность обнаружения цели с ЭПР 16м2 — 200 км, дальность взятия на сопровождение 74км.ФАР позволяет просматривать воздушное пространство в секторе +/-120° по азимуту и от -60° до +70° по углу места. «МиГ» заявляет, что РЛС обеспечивает даже поражение ракет, а сам самолет по своей эффективности сопоставим с американским ЗРК «Patriot».РЛС способна работать в навигационном режиме, имеется также режим самотестирования. Штатной навигационной системой МиГ-31, однако, является прицельно-навигационный комплекс, в его составе, кроме прочего, находятся ИНС, радиосистемы ближней («Маршрут») и дальней («Тропик») навигации. Ошибка определения координат составляет 250 м, что при дальности полета в 2000 км позволяет использовать самолет автономно в безлюдной местности (прежде всего в Арктике), где отсутствуют наземные радионавигационные средства. Опытные МиГ-31 выполнили серию впечатляющих длительных полетов с дозаправкой в воздухе в Арктике, в том числе полет продолжительностью девять часов в район Северного полюса.

Боевое применение МиГ-31 предусматривает работу отрядом из четырех перехватчиков или даже двумя отрядами (восемь самолетов). Все самолеты группы обмениваются информацией в автоматическом режиме между собой и с землей  по линиям передачи данных АК-РЛДН (с землей) и АПД-518 (между самолетами). Благодаря наличию мощной РЛС и аппаратуры обмена информацией МиГ-31 может выполнять функции самолета ДРЛОиУ, управляя действиями истребителей других типов. Нередко поиск целей осуществляет только один самолет отряда, в то время как другие выполняют атаку в режиме радиомолчания, пользуясь информацией от самоле-та-«охотника».На МиГ-31 для обнаружения целей, помимо РЛС, имеется выдвижной теплопеленгатор, установленный в нижней части фюзеляжа перед носовой опорой шасси.Если СУВ МиГ-31 стала настоящей революцией, то приборное оборудование кабин выполнено в традиционном стиле с использованием аналоговых приборов шкального типа. В кабине летчика установлен большой ИЛС, основное место на приборной доске в кабине штурмана занимает индикатор РЛС.Оборудование кабины штурмана МиГ-31 очень похоже на оборудование кабины оператора вооружения F-14 Tomcat. Вообще, комбинация МиГ-31/Р-33 концептуально повторяет комбинацию F-14/Phoenix. Экипажам МиГ-31 интерьер кабин самолета нравится, поскольку кабины более эргономичны, чем кабины МиГ-25 и МиГ-23.