Народно-освободительная война в Югославии

В освободительной войне народов Югославии с фашистскими оккупантами была интенсивно задействована авиация союзников.После стремительной эвакуации британских сил из Греции в 1941 году немецкие войска столкнулись с быстро крепнувшим партизанским движением в Югославии. Англичане надеясь, что эта сила сможет противостоять противнику, начали оказывать помощь партизанам. Еще в 1942 году необходимые припасы для них эпизодически сбрасывали четыре самолета Liberator, базировавшиеся в Египте. С марта 1943 года к ним присоединились 14 Halifax, также была сформирована 148-я эскадрилья, ставшая ядром Специальных ВВС (Special Operations Air Force), в июне 1944 года преобразованных в Балканские ВВС (Balkan Air Force, BAF).

Лишь после того как в 1943 году силы союзников надежно утвердились в материковой Европе, появилась возможность оказания непосредственной поддержки югославским партизанам. В конце года ВВС союзников приступили к операциям над Адриатикой и Югославией, целью которых было воспрепятствование усилению противника, способного создать угрозу для восточного фланга союзников в Италии, и получение контроля над морскими путями для снабжения партизан.
Для оказания прямой поддержки партизанам маршала Тито в Бриндизи на Адриатическом побережье Италии было сформировано 334-е специальное авиакрыло, включавшее 148-ю и 624-ю эскадрильи RAF (летавшие на Halifax, позднее — на Stirling), американскую 62-ю транспортную группу с 50 С-47 и 36 CANT Z.1007 и Savoia-Marchetti SM.82 из Союзнических ВВС Италии.В конце мая 1944 года немцы начали ожесточенные атаки на штаб Тито в Дрваре в центре Югославии. Хотя маршалу и его штабу пришлось отступить, благодаря действиям авиации союзников, совершившей более 1000 боевых вылетов, операция немцев завершилась безрезультатно. Два дня спустя Тито прибыл в Бари на встречу с маршалом авиации Джоном Слессором, а американские С-47 эвакуировали 118 раненых партизан.

Слессор информировал Тито о создании Балканских ВВС. Со своей стороны Тито попросил союзников лишить Люфтваффе воздушного господства над Югославией, усилить непосредственную воздушную поддержку партизан и эвакуировать всех раненых партизан из его страны. Последняя просьба была полностью выполнена  не менее 11 ООО раненых было вывезено самолетами в Италию.В июле усилились атаки на прибрежные пути снабжения противника между Загребом и Скопье. За 27 дней было уничтожено или серьезно повреждено 262 локомотива, большая часть из них  истребителями бомбардировщиками Spitfire и Mustang. В середине июля началось новое германское наступление против II корпуса партизан в Черногории, и хотя оно было временно приостановлено контратаками югославов при поддержке Spitfire и Mustang, противник перегруппировался и снова возобновил боевые действия в середине августа. В этот критический момент, когда поражение казалось неизбежным, капитулировали Румыния и Болгария, оставив в изоляции немецкие силы в Греции. Усилия немцев теперь были направлены на безопасную эвакуацию своих войск.К сентябрю 1944 года все было готово для того, чтобы выбить германские войска из Греции и с островов в Эгейском море. Пути отступления через Румынию и Болгарию были для немцев тепер] отрезаны, оставался один выход -железная дорога через Скопье и Загреб. Поскольку эта дорога постоянно подвергалась атакам о стороны югославских партизан и бомбардировщиков RAF (Короле: ские ВВС Великобритании), действовавших из Италии, немцы на чали собирать в районе Афин фл( из 170 транспортных Ju 52/Зш, Do 24, Не 111, Ju 290 и Me 323.

С его помощью Люфтваффе намеревались эвакуировать части Вермахта, но потеряли 46 самолетов от огня ночных истребителей союзников и в результате рейдов американских бомбардировщиков. Один за одним союзники захватывали греческие острова, иногда с помощью планеров и парашютистов, но всегда под воздушным прикрытием BAF. Освобождение Греции завершилось к октябрю 1944 года, но за ним последовала кровопролитная гражданская война, в ходе которой RAF часто оказывали поддержку бойцам, сражающимся с ELAS (партизанами левого толка). В частности, вооруженные ракетами Beaufighter из 39-й эскадрильи постоянно наносили удары по транспортным средствам и удерживаемым партизанами зданиям до 12 января 1945    года, когда было заключено соглашение о прекращении огня.Чтобы выбить немцев из Югославии времени потребовалось больше. К концу 1944 года BAF выполнили 22317 вылетов над Адриатикой, налетав 63170 часов.В канун Нового года немецкие войска, измученные атаками партизан, которых поддерживали Spitfire и Hurricane, действовавшие теперь с баз в Греции, попробовали отступить к северу от Сараева. В то же время немецкие суда в гавани Фиуме были атакованы ракетами с Beaufighter.В первые три месяца 1945 года дальние бомбардировщики Liberator, Halifax и Wellington сбросили 31 ООО т бомб на цели на западе Венгрии, севере Югославии, в Австрии и Баварии, оказывая поддержку не только силам союзников в Италии, но и советским войскам, наступавшим на востоке. Кроме того, самолеты вывезли по просьбе Тито свыше 2000 югославских беженцев из районов боевых действий. 1 мая 1945 года 25 вражеских судов сдались, а неделю спустя, когда вражеские войска покинули Словению, Балканские ВВС завершили свою боевую деятельность.